Дело Мальцева. «Все знали, что заключать договор нельзя, но дали согласие»
В Минском областном суде продолжаются начавшиеся 23 сентября слушания по делу бывшего генерального директора ОАО «Борисовдрев» Владимира Мальцева.
24 октября в судебном заседании продолжилось оглашение протоколов следственных действий и документов, признанных органом предварительного расследования, вещественными доказательствами. Всего в деле 117 томов, из которых стороной обвинения озвучено более сотни.
Интересным по содержанию оказался 106 том. В нем оказались собраны постановления правительства, касающиеся модернизации ОАО «Борисовдрев». В их числе — принятое 29 апреля 2013 года Советом министров постановление № 324 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. № 413». Документ уникальный и посвящен исключительно выходу из тупиковой ситуации, сложившейся на «Борисовдреве».
Постановлением правительства турецкая компания Bersey признается (читай — назначается) подрядной организацией. Документ подписан главой правительства Михаилом Мясниковичем.
Напомним, что одним из пунктов обвинения Мальцева является якобы его личная инициатива по заключению с турецкой компанией Bersey контракта по сборке и монтажу оборудования для котельной на сумму 1,6 млн. евро. По выводам следствия компания Bersey незаконно была допущена к тендеру и с ней незаконно заключили контракт. Сегодня Мальцев рассказал, как и на каком уровне принималось решение.
«По показаниям Переславцева, бывшего председателя концерна «Беллесбумпром», он знал, что данный договор нельзя заключать, — сказал Мальцев, имея в виду допрос Александра Переславцева в ходе предварительного следствия, в суде его еще не допрашивали. — А Мальцев хотел заключить… Данное поручение без моего участия, без моего обращения по дополнению к 413-му постановлению было согласовано концерном, юридическими и другими службами концерна. Было согласовано самим Ничкасовым, министром архитектуры и строительства, и лично подписано Ничкасовым, который также указывает, что он тоже знал, что нельзя заключать данный договор, но согласовал документ на заключение данного договора. Было согласовано с Министерством юстиции Республики Беларусь, согласовано с Минфином Республики Беларусь. Все дали согласие на заключение данного договора, но все теперь говорят, что заключать нельзя было…»
Надо понимать, что только после такой непростой бюрократической процедуры постановление правительства было подписано Михаилом Мясниковичем и обрело силу закона для чиновничьей братии. Роль Мальцева в данном случае не выходит за пределы рядового исполнителя. Так получается.
Напомним, что указом № 502 от 8 ноября 2013 года Александр Переславцев был освобожден от должности председателя концерна «Беллесбумпром» с формулировкой «за ненадлежащее выполнение поручений президента Республики Беларусь по модернизации производства открытого акционерного общества «Борисовдрев». Этим же указом он был назначен генеральным директором ОАО «Строительный трест № 21».
К месту заметить, что белорусская бюрократия, когда каждый чих и движение тщательно согласовываются и визируются на бумаге, для Мальцева, обвиняемого в «причинении вреда государственным интересам в виде неисполнения срока реализации государственной программы модернизации ОАО «Борисовдрев», может сыграть положительную роль в оценке судом доказательств его виновности-невиновности.
Есть и более железобетонные факты, которые следствие почему-то обратило против Мальцева, хотя они в большей степени говорят в его защиту.
В одном из пунктов обвинения отмечается, что Мальцев неверно выбрал поставщика котельного оборудования, который был определен (победитель — турецкая компания Bersey) по результатам конкурса, итоги которого подвели в феврале 2011 года. Якобы закупленное на 5,4 млн. евро турецкое оборудование в белорусских климатических условиях нормальной эксплуатации не подлежит.
Вот что сегодня по этому поводу сообщил обвиняемый: «Госпромнадзор дал разрешение на эксплуатацию котельной, а это значит, что она соответствует всем требованиям белорусского законодательства. В деле есть ответ на запрос Следственного комитета, что котельная работает. Тем не менее, меня обвиняют в том, что заключен договор и поставлено оборудование, которое не отвечает требованиям Госпромнадзора!»
Та самая котельная. Фото TUT.by
Кстати, допрошенные в суде в качестве свидетелей сотрудники ОАО «Борисовдрев» сообщили, что котельную запустили в январе текущего года. Объект оказался жизненно важным не только для предприятия. Турецкие котлы на местном топливе (древесные отходы) обеспечивают теплом цеха «Борисовдрева», соседние предприятия и часть жилого сектора Борисова. Хотя изначально, как сообщил один из свидетелей, планировали обойтись котельной меньшей мощности — только для собственных нужд. Но сверху «посоветовали» думать не только о себе. Что, естественно, потребовало разработки нового технического задания и согласования его на этажах власти.
…Слушания дела продолжатся на следующей неделе. Допрошены пока еще не все свидетели. Защита заявила ходатайство о вызове в суд в качестве свидетеля первого заместителя премьер-министра Владимира Семашко. Найдет ли Владимир Ильич время дать показания, пока неизвестно.
Интернет-газета Naviny.by продолжает следить за ходом судебного процесса.
Виктор ФЕДОРОВИЧ