За семью печатями. Даже самые ужасающие выходки в отношении детей остаются в тайниках отчего дома
24.10.2014 16:25
—
Новости Общества
*Имена всех потерпевших изменены
В другом случае странного типа заметила во дворе развешивающая белье женщина. Дама то и дело выглядывала из окна, пока не увидела, как незнакомец повел за гаражи 10-летнюю Катю. Через несколько минут женщина с соседом поспешили туда. Парня схватили рядом с заплаканной девочкой, которую он пытался повалить на землю. При допросе в милиции уголовник, на днях вышедший из-за колючей проволоки, грязных намерений не отрицал.
О том, что 14-летнюю Лену насилует отчим, соседка узнала невзначай, услышав разговор подростка с матерью. Девочка, которая из-за тяжелой болезни выглядит не старше первоклашки, стала легким объектом домогательства. Родительница восприняла новость как попытку рассорить ее с любимым, операцию спасения пришлось начинать постороннему человеку.
В этом году оперативные сводки на Могилевщине пугают фабулами преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Как отметил замначальника УСК по Могилевской области полковник юстиции Валерий Калин, в прошлом году было зафиксировано 17 подобных злодеяний, а всего за половину 2014 года - уже 24. В роли растлителей выступают случайные люди, но чаще родные и близкие несчастного.
Сексуальное насилие над детьми принято связывать с педофилией, которая входит в перечень поведенческих и психических расстройств в международной классификации болезней, хотя, согласно выводам специалистов, к большинству случаев педофилы не имеют никакого отношения. "Детскими" преступниками становятся нормальные, на первый взгляд, гетеросексуалы.
По словам начальника областного управления судебно-психиатрических экспертиз управления ГКСЭ, кандидата медицинских наук Антона Балашова, этим аморальным мужчинам в силу разных обстоятельств - неуверенности в себе, страхов, неразвитой эректильной функции - легче получить удовлетворение с ребенком, чем с взрослой женщиной. На преступления обычно решаются представители низших социальных групп, любящие выпить, не состоявшиеся профессионально и материально, а также ранее судимые.
- Латентность здесь очень высока, - рассуждает следователь по особо важным делам СУ УСК по Могилевской области подполковник юстиции Елена Кравченко. - Часто ситуация не доходит до возбуждения уголовного дела. Изолировать того же отчима без показаний ребенка нельзя, но все заканчивается тем, что вскоре мать потерпевшей забирает заявление, а девочка начинает утверждать, что ничего на самом деле не было. И если за это время следствие не соберет и не закрепит доказательства, то дальнейшего хода делу нет.
- Специфика психики ребенка такова, что даже если в отношении него совершено грубейшее преступление, он считает виноватым себя, ему стыдно. Поэтому дети неохотно рассказывают о случившемся, замыкаются, считают, что как только "проговорятся", об этом узнает весь мир, - добавляет Балашов. - Факт сексуальных домогательств становится тайной семьи.
По статистике, в Беларуси таких дел в десять с лишним раз меньше, чем в Швеции, хотя население в странах примерно одинаково. Тяжелые формы насилия над детьми носят скрытый от общества характер, отмечает госмедэксперт-психолог высшей квалификации управления ГКСЭ по Могилевской области Надежда Сараева. В большинстве случаев о злодеяниях становится известно благодаря неравнодушию окружающих.
- Когда-то в райцентре девочку домогался отчим. Она никому об этом не рассказывала, правда, вела дневник, - вспоминает Кравченко. - Случайно записки нашла мама, ужаснулась и принесла в милицию, но поддавшись на уговоры мужа, заявление отозвала.
Возможно, о грустной истории следователи никогда бы и не узнали, но уже выросшая девочка с интервалом в несколько лет проходила свидетельницей по двум особо тяжким преступлениям. В обоих случаях ее избранниками становились мужчины с уголовным прошлым. Кроме них была череда других, с которыми она ложилась в постель за бутылку вина или пачку сигарет. Для нее не было моральных преград.
А вот примеры чудо-спасения собственной смекалкой. Восьмилетнюю Валю из деревни, когда она шла из школы, пытался совратить освободившийся из мест заключения мужчина. Помогло малышке детское любопытство: "Дядя, а как тебя зовут?". Опешившего "дядю" заметили прохожие… Ее ровесница Света, придя из школы, в дверях квартиры столкнулась с приятелем своего дедушки, тоже недавним осужденным. Он приставил к ее шее нож и приказал раздеться. Когда негодяй расстегнул свои штаны, находчивая девочка сказала, что дома есть деньги. Насильник отпустил жертву к тайнику. Нагишом она выскочила из западни и укрылась у соседей до приезда милиции.
В противодействии сексуальным домогательствам велика роль семьи. И даже если она внешне благополучна, то это еще ни о чем не говорит - изнанка выворачивается после трагедии. Ребенок одет и накормлен?.. Разве только этим измеряется забота родителей? Так, в приличной интеллигентной семье над семилетним Димой на протяжении двух лет издевались 14-летний брат с другом на год младше. Родители говорят, что ничего не замечали. Психологи же увидели в них эмоционально холодных людей, не сопереживающих младшему ребенку. Более того - оба стали на защиту старшего, "болезного", с аномалией психического развития!
- Такого понятия, как молчаливое соучастие, в Уголовном кодексе нет, - говорит Валерий Калин. - Мать выступает либо свидетелем, либо законным представителем ребенка. И еще никогда в моей практике мать к уголовной ответственности не привлекалась.
Если же говорить о настоящих педофилах, то от встречи с ними не застрахован никто. И мало толку предупреждать "Не ходи с плохим дядей!" - он будет хороший; скажешь - "Не бери мороженое!", тот предложит конфету.
- Самый лучший способ отбить у девочки или мальчишки охоту идти с незнакомцем - это сказать им, что только больной, заразный человек будет знакомиться с чужим ребенком на улице, - рекомендует кандидат медицинских наук Балашов. - Это психологически мощный и понятный для ребенка любого возраста запрет не поддаваться на уговоры.
Если случилось страшное, специалисты рекомендуют:
- не проводите частное расследование, не расспрашивайте друзей ребенка и не звоните опрометью его родителям;
- не передавайте детям свой страх и переживания. Вспомните, как малыш падает, ранит коленку, но встает и идет дальше, если вы успокоите, что ничего особенного не случилось, а стоит заохать - он испугается и заплачет;
- незамедлительно обращайтесь в милицию и центр психологической помощи: специалисты подскажут, как себя вести и что делать дальше. Психологическая реабилитация и ваша поддержка помогут ребенку легче пережить трагедию и в будущем жить счастливо. Помните, в одиночку ему не справиться.