В канун Дня Минска ищем и находим семьи, которые более ста лет живут в своих домах

Источник материала:  
06.09.2014 15:18 — Новости Общества
Белорусской столице исторически не повезло с традициями наследования недвижимости. Да и с памятью поколений горожан в общем неважно. Сегодня в Минске едва ли отыщутся потомки аристократов и первогильдийных купцов, которые владеют домами в центре города, построенными на рубеже XIX–XX веков. Собственно, и домов таких остались единицы.

 

Иное дело какой-нибудь забытый Канатный переулок или, как принято говорить, "вкрапления малоэтажной частной застройки". Тут родовые усадьбы могут сохраняться очень долго.
 

 

Как сегодня узнать давние имена домовладельцев?..
 
 
В 1911 году в Минске была издана первая энциклопедия городского устройства, экономики, культуры и быта. Называлась эта книга так: "Весь Минск, или Спутник по г. Минску". Автором-издателем выступил С.М. Яхимович, тираж отпечатала типография С.А. Некрасова.





 
Отличие "Всего Минска" от ежегодно издаваемых статистическим комитетом "Памятных книжек Минской губернии" было столь же велико, как у демократической газеты "Минский листок" и официозно-казенных "Губернских ведомостей". Автор сумел собрать такой справочно-познавательный материал, что книга была равно интересна и губернатору, и дворнику. Приведу часть оглавления:
 
 
О прошлом и настоящем Минска
Полиция и адресный стол
Список присяжных поверенных
Духовенство
Списки врачей, дантистов, акушерок…

 
И так далее и тому подобное - город был просвечен со всей его начинкой. Но совершенно бесценна та часть книги, о которой автор сказал в предисловии: 

"В основу этого издания положены списки всех домовладельцев г. Минска по каждой отдельно улице (по алфавиту) в той наглядной последовательности, в какой мы их видим в действительности, с подразделением сторон, правой отдельно и левой отдельно, с указанием откуда каждая улица берет свое начало и где оканчивается и какие другие переулки и улицы попутно ее пересекают, со сведениями о принадлежности их к той или иной полицейской части и соответствующему мировому и судебно-следственному участкам.
 
Само собою разумеется, что собрание подобных данных всякому частному лицу было бы физически невозможно, да и добытые таким путем сведения не могли бы носить того документально верного характера, какой в данном случае необходим.
 
Эту нелегкую задачу нам удалось разрешить благодаря просвещенному и любезному содействию г. Минского Полицмейстера Д.А. Соколова, который, идя навстречу столь общеполезной цели, сделал зависящее распоряжение о доставлении нужных списков домовладельцев порайонно чрез г.г. Приставов и их Помощников как лиц в этом случае наиболее компетентных".
 
Вслед за списками помещена наглядная сравнительная таблица всех 5 полицейских, мировых и судебно-следственных районов с указанием мест расположения этих учреждений, а в конце книги приложен схематический план гор. Минска с алфавитным перечнем всех 305 населенных его улиц и переулков, указанием №№ их по порядку, страницы по спискам домовладельцев и места их нахождения по клеткам на плане.
 
Хотя же некоторые незначительные отдельные селения (урочища), как расположенные на далеких окраинах, в план и не вошли, но места их нахождения все-таки показаны по спискам домовладельцев <…>
 
 

 

Итак, в книге 103-летней давности описаны 305 улиц, переулков, площадей, а также приведены тысячи полных имен жителей города. Это фактическая перепись минских семейств и их домовладений. Благодаря справочнику можно узнать, что, например, на месте здания современного Минского цирка стояли дома под номерами 94, 96, 98, 100, владельцами которых были соответственно: Николай Львович Кузьмич, Константин Петрович Лисовский, Софья Ивановна Лишина, Фани Караффа-Корбут.
 
 
А вот факсимильное изображение страницы с описанием района Грушевской улицы, который в редакции TUT.BY мы сейчас видим с высоты нового здания на проспекте Дзержинского.
 
 

Далее за Грушевкой просматривается исторический район Уборки.
 

 

Сохранилась тут улица Слонимская, на которой сегодня значатся всего два дома. А прежде их было вот сколько.
 
 

Владелицей дома № 12 (снесен в 1970-е годы) на улице Слонимской значилась Юлия Гержидович. Вот портрет этой женщины и ее мужа Иосифа.
 
 




 
 
А это их старшие сыновья.
 
 

С младшим же сыном я был знаком лично. Константин Иосифович Гержидович в связи с разными историческими событиями упомянут в публикациях TUT.BY "Минская газета "Рабочий" 1929 года и ее борьба с хозяевами имения Дрозды", "Минтай вместо шкварки…", "Дружба-фройндшафт образца 1939-го", и там же можно увидеть изображения этого замечательного минчанина, ветерана Великой Отечественной войны.
 
 
Судьбы членов семьи Гержидовичей с конца XIX века и до нашей эпохи - это как историческая драма-сериал на пространстве улицы Слонимской и всего города Минска. Приведу фрагмент записанного мною рассказа Константина Гержидовича:
 
 
<…> Обитателям панельных многоэтажек, которыми раздавлены старые деревянные улицы Красивая и Слонимская, надо бы знать, отчего во дворах у них не твердокаменная глина, а жирная огородная земля. Она - след поколений минских фермеров. Было своеобразное такое сословие, которое до наступления эпохи пригородных овощеводческих совхозов исправно снабжало население губернского центра. Не пузатые капиталисты и не голытьба-пролетариат, а нечто, оказавшееся потом очень "неудобным" для большевистских классовых раскладок.
 
До революции мы арендовали участок площадью около пяти гектаров: огород, сад, пастбище и даже кусочек соснового бора. Лесов в округе вообще было много, сама местность имела название Уборки. Южнее нашей Слонимской в районе современных улиц Воронянского, Жуковского, Аэродромной деревья стояли стеной аж до маленького летного поля, на месте которого сегодня аэропорт Минск-1.
 
Здесь на Слонимской я и родился в 1909 году. Был в семье десятым по счету ребенком. В следующем году мой отец Иосиф начал строить новый дом на месте прежнего дедовского. И первое детское воспоминание - гулкая пустота просторных комнат.
 
Семья жила хозяйством. Держали добрую лошадь, две-три коровы, мелкий скот, но главный доход имели от сада и ягодников. Одних вишневых деревьев, поверите ли, было более двухсот. Урожаем сами не торговали, а сдавали его в зеленные лавки и перекупщикам. Вишню, помнится, отвозили на товарную станцию, и оттуда она шла в Москву под видом украинской. Пахотный клин был сравнительно небольшой, потому что, например, картошку сажали только для себя, и отец обрабатывал наделы также для других людей.
 
А зимой он занимался извозчицким промыслом. Лошадь впрягал в легкие санки с полостью для седока, и от вокзала по Петербургской, по Захарьевской, по Губернаторской - рысью к гостинице "Европа".
 
Много и тяжело работая, семья имела на столе говядину каждый день. А кроме говядины, могли позволить себе и цибик китайского чая, и даже пирожные из знаменитой в Минске кондитерской Венгржецкого. К слову, моим сестрам было куплено пианино.
 
Время Первой мировой войны запомнилось мне как бесконечное передвижение по улицам людских масс в шинелях. И еще - толпы беженцев, особенно с осени 1915 года, когда Минск стал прифронтовым городом. А самое сильное впечатление связано с ночной бомбардировкой города с германского цеппелина в ночь с 1 на 2 октября 1915 года, когда боевой летательный аппарат сбросил на Минск 43 мелкие бомбы.
 
Все обстоятельства этого воздушного рейда мне, конечно же, неведомы, но, судя по всему, цеппелин должен был нанести удар по железнодорожному узлу. Русская военная разведка узнала о готовящемся налете, и потому станцию затемнили. Но зато неподалеку от нас на просторном выгоне в районе улицы Кузнечной выставили ложные огни, чьими контурами имитировали железнодорожный объект. Вот над этой пустошью цеппелин и отбомбился. Но не только над пустошью. Одна бомба упала в наш сад рядом с домом. Взрывная волна вышибла рамы, и отцу порезали голову осколки стекла. Воронки на выгоне, помню, были небольшие, но в них долго стояла вода и коровы пили оттуда. <…>
 
 
Подумали мы в редакции: может быть, сохранились в Минске подобные родовые усадьбы?..
 
Не обязательно это должен быть оригинальный дом дореволюционного времени. Возможно, есть только фундамент (погреб, колодец). А может быть, просто само место сохраняется за семьей с позапрошлого века?
 
Для подсказки и с целью найти семьи минчан, которые более ста лет живут в своих домах, публикуем факсимильные изображения некоторых страниц (если читатели затребуют - дадим и больше) справочника 1911-го "Весь Минск, или Спутник по г. Минску".






 
 
Интересен сам факт: семья (род) минчан живет на своем участке земли - "пляце", как в старину говорили, - более ста лет.
 
 
Просим откликнуться по адресу редакции TUT.BY:
tut@tut.by
Минск, проспект Дзержинского, д. 57. 
←МЧС призывает повысить бдительность при использовании теплонагревающих устройств и печей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика