Обоюдоострый иск за потраву

Источник материала:  
КОНФЛИКТ жителей агрогородка Дуброво и деревни Новоселки-1 с Василисой Ковриго, живущей на близлежащем хуторе, стал притчей во языцех депутатов сельсовета, работников милиции и даже Молодечненского райисполкома. То в отдельности, то вместе им вновь и вновь приходится разбираться с жалобами на потравы приусадебных посевов сельчан коровами и телками хуторянки. В стаде — девять голов, и чаще всего пасущееся без присмотра, оно время от времени совершает набеги на поля и огороды. Три года назад на его хозяйку было составлено три протокола, в 2012-м — 9, 2013-м — 4, а нынче, похоже, и вовсе будет побит «рекорд» — один только фермер Владимир Матюс четырежды беспокоил Радошковичский отдел Молодечненского РОВД, потом еще позвонил в редакцию нашей газеты.

ВЛАДИМИР и Ольга Матюсы купили дом в Новоселках-1 тринадцать лет назад, переехав из Олехновичей. Усадьба Василисы Иосифовны соседствует с  землей Матюсов — разделяют их только небольшой перелесок да  возвышенность.  Как говорят, соседей не выбирают. Ольга с Владимиром ради сохранения дружеских отношений на первых порах старались не обращать внимания на истоптанные коровами грядки. Но всякому терпению приходит конец. К тому же год назад решили заняться овцеводством. Владимир еще раньше обзавелся техникой и сельскохозяйственным инвентарем. Взял в аренду 18,5 гектара земли, купил 11 породистых курдючных овец.  Чтобы прокормить гурт, посеял 8 гектаров трав, зерновые, посадил 2 гектара картофеля.  Приучил к труду детей: четырнадцатилетний сын легко управляется с трактором.  Приезжают на помощь родственники из Молодечно.

И, конечно, каждая потоптанная соседским стадом сотка вызывает законное возмущение Матюсов. Если сельхозпредприятие, поля которого тоже не обходят стороной беспризорные коровы,  смотрит на потравы иногда сквозь пальцы, то начинающему частнику, откладывающему каждую копейку на развитие, дорога буквально каждая пядь посевов.  Вот сейчас деньги, например, необходимы для строительства овчарни.

ВМЕСТЕ с председателем Олехновичского сельсовета Анной Фурс и главой фермерского хозяйства «Ивалмав» едем к Василисе Ковриго.  По дороге Владимир Дмитриевич  показывает поврежденные еще весной, а потому сейчас изреженные посевы ячменя — убирать практически нечего. На то, что следы от копыт часто появляются на клевере, уже махнул рукой:

— Я сена насушил, хватит моим овцам на всю зиму. Но коровы и стога разворотили, просто никаких сил не хватает.

А по словам главы местной власти, она уже и со счету сбилась, сколько раз приходилось увещевать хозяйку коровьего стада, которое лишило спокойствия всю округу.  «Неуправляемые» коровы то в огород забредут, то картофель со свеклой потопчут, то на сенажной траншее сельхозпредприятия полакомятся. 

— Не раз предупреждала: Василиса Иосифовна, навязывай  животных или купи электропастух, — сокрушается председатель сельсовета. Но в ответ одно и то же:  «Чаго да маіх кароў прычапіліся. Хай  самі абгародзяць свае агароды». Приезжаешь к ней, а она возмущается: «А хто гэта на мяне заявіў, хто пазваніў? Добра-добра, я яму пакажу!»  Как воздействовать, и не знаю. Штрафовали — не помогает. Предлагали стать фермером, даже готовы землю предоставить — не хочет.

Интересуюсь у Анны Фурс, как выходят из положения другие хозяева, которые держат на подворье коров, где они их пасут.

— Пастбища во всех деревнях остались еще с той поры, когда почти в каждом дворе была корова. Правда, сейчас коров на весь сельсовет — всего 52 головы, — поясняет председатель сельсовета.

Потому-то, как раньше, в поле не гоняют, каждый хозяин сам навязывает и присматривает за своей буренкой. Дубровцы, например, скооперировались и купили электропастух. В один из дней беспризорное хуторское стадо порвало электроизгородь, и  потом  сельчанам долго пришлось искать своих пеструх и зорек.

 Дорога к усадьбе Василисы Иосифовны заросла травой в пояс и подлеском. У небольшого сарайчика (где там могут поместиться 9 коров и телок, непонятно) куча свежего навоза. Хозяйка, завидев нас, сразу же идет в нападение, обвиняет всех и вся:

— Толькі ўчора хлеў пачысцілі, а заплаціла за трактар яшчэ ў маі. Колькі раз казала дырэктару, каб забраў цялё, а яму яно, гаворыць, не трэба. Вось і гадуюцца ўсе ў мяне. У мінулыя гады дык самі прыязджалі за цялятамі, бычка здала аж на 180 кілаграмаў. Учора дачка перадала газету з аб’явай перакупшчыкаў мяса. Патэлефанавала, пацікавілася цэнамі. Дык па 35 тысяч рублёў купляюць. А на Камароўцы, ведаю, ялавічыну па 130 тысяч за кілаграм прадаюць. Што ж я на «шпікулянтаў» працаваць павінна?

Действительно, ОАО «Дуброво-2013» принимает от населения телочек по 36 тысяч рублей за килограмм живого веса, но расчет планирует проводить зерном будущего урожая. Откормом  крупного рогатого скота хозяйство  не занимается, а потому бычков не покупает. Впрочем, как рассказали бухгалтерские работники, а потом и сельчане, сдать скот — не проблема.  Рядом частное предприятие, где есть убойный цех, все местные везут туда и молодняк, и коров, которых решили сбыть. Хозяйство даже транспорт предоставит. Что мешает так поступить Василисе Иосифовне, сказать трудно. Создается впечатление, что она давно уже усвоила: растить скотину на чужих полях — дело прибыльное. Пусть нагуляет бока потолще, а потом, глядишь, можно и продать на мясо. А все жалобы и письма сельчан — так сказать, издержки производства. Усвоила — и придерживается этих принципов. Но самое интересное, что найти управу на нее не могут. Или, может быть, не хотят.

ВПЕРВЫЕ сельчане обратились на Ковриго в суд два года назад. Заседание несколько раз откладывалось по причине неявки ответчицы, пока, наконец, не состоялось по месту жительства. Тамара Иосифовна Жидолович, жительница агрогородка Дуброво, посчитав ущерб, заявляла иск на два миллиона рублей, но получила всего триста тысяч. Но даже не в деньгах дело, единодушны сельчане. Их возмущает, что на нарушительницу годами сложившихся правил общежития нет никакой управы.

В милиции тоже говорят: привлекать не за что. Да, на заявления и жалобы выезжают. Фиксируют факт потравы и материалы передают в сельсовет. Потом их должна рассмотреть административная комиссия и вынести свой вердикт. Так предписывает закон.

Сейчас сельчане в ожидании нового разбирательства: Владимир Матюс готовит документы в суд, и в этот раз настроен решительно, комиссионный ущерб от «набегов» соседского стада тянет почти на 11 миллионов. Заместитель начальника Молодечненского райсельхозпрода Александра Харук, выезжавшая в Дуброво, чтобы уладить конфликт, установила Василисе Ковриго срок — 22 июля, — до которого та должна сбыть скот.

Местные жители, с кем доводилось общаться, недоумевают: в стране действует Закон «О личных подсобных хозяйствах граждан», где четко оговорены все действия в случае нарушения правил их ведения.  Есть и Кодекс о земле. Что, спрашивается, еще нужно для того, чтобы призвать нарушителя к ответу? Вопрос, как говорится, риторический.

ВПРОЧЕМ, есть у этого, казалось бы, приватного конфликта и другая сторона.  По большому счету держать нынче свое хозяйство деревенскому жителю трудно и накладно. И в чем-то Василиса Ковриго права.  Так, показатели Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2011—2015 годы по закупкам молока у населения на переработку и молодняка крупного рогатого скота для выращивания и откорма в сельскохозяйственных организациях, по информации Минсельхозпрода, за прошлый год не выполнены ни в одной области. Есть проблемы у крестьян и со сбытом выращенной продукции. Такая ситуация объясняется потребительским характером личных подворий, недостаточной работой заготовительных организаций, низкими ценами на закупаемую продукцию для государственных нужд, отсутствием более выгодных каналов ее сбыта. Деревенский житель все чаще покупает молоко и мясо в магазине: за 2013 год  численность поголовья крупного рогатого скота на частных подворьях сократилась на 27,2 тысячи голов (16,5 процента), в том числе коров — на 15,8 процента.

Ну а «последние из могикан», те, у кого пока есть поддержка детей или сельхозпредприятия, кто держат скот и огород, скорее любители, нежели профессионалы сельского бизнеса. Да притом порой они занимаются своим хозяйством в ущерб соседям.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

Фото автора

←Рапс, что озимый, что яровой, – на загляденье

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика