Он знал Ленина и был в опале у Сталина
РОДИЛСЯ он в деревне Шилово Саратовской области в семье крестьянина-бедняка, в которой было 13 душ. Едва Георгию исполнилось 11 лет, как отец отвез подростка в Саратов. Ученик на гвоздильном заводе, «мальчик на побегушках» в сапожной и портняжной мастерских, упаковщик на складе — так протекали юношеские годы.
В Первую мировую добровольцем ушел на фронт, окончил школу прапорщиков. После революции — Саратовские пехотные курсы, высшие тактико-стрелковые курсы «Выстрел». В течение нескольких лет Захаров командует батальоном, а затем полком курсантов объединенной военной Кремлевской школы имени ВЦИК. В 1923 году состоялась встреча Георгия Захарова с Лениным. Тот вызвал командира полка и подробно интересовался жизнью курсантов.
Затем военная академия имени Фрунзе, Академия Генштаба. Захаров был одним из самых высокообразованных военачальников Красной Армии. В возрасте всего 32 лет он получил назначение на должность начальника штаба Уральского военного округа. Войну встретил начальником штаба 22-й армии под Невелем в Псковской области. Командовал Брянским фронтом, потом — заместитель командующего Западным фронтом, воевал в должности начальника штаба фронта под Сталинградом.
В командование войсками 2-го Белорусского фронта Георгий Федорович вступил с 7 июня 1944 года, то есть чуть более чем за две недели до начала операции «Багратион».
Один из героев Симонова — генерал Иван Капитонович Батюк — человек резкий, с тяжелым характером, но быстрый на решения. Обстоятельства назначения Батюка в романе Симонова точно совпадают с реальными. Вступивший было в командование 2-м Белорусским фронтом генерал-полковник Иван Петров неожиданно, еще до начала операции «Багратион», был снят с должности. Как стало потом известно, по доносу Мехлиса, члена Военного совета фронта. Новым командующим становится Захаров. По Симонову, все происходит очень даже похоже.
Ход военных действий по освобождению Беларуси в направлении Могилев — Минск, в которых принимает участие фронт под командованием Батюка, полностью совпадает с действиями 2-го Белорусского фронта в разрезе операции «Багратион».
В ИЮЛЕ 1944-го оба командующих — и книжный, и реальный — получают звание генерала армии. На этом биография книжного генерала кончается, генерал же реальный, естественно, продолжает воевать.
Представитель Ставки Верховного Главнокомандования на 1-м и 2-м Белорусских фронтах маршал Георгий Жуков в своих мемуарах вспоминал:
«2-й Белорусский фронт, которым в то время командовал генерал Г. Ф. Захаров, наносил вспомогательный удар на Могилевско-Минском направлении. Здесь не имелось мощных средств для прорыва, чтобы вести наступление одновременно всеми армиями, находящимися в первом эшелоне. Да и не было смысла выталкивать противника из района восточнее Могилева до тех пор, пока ударные кулаки 1-го и 3-го Белорусских фронтов не выйдут в глубокий тыл всей группировки противника группы армий «Центр».
В могилевской операции ярко проявился полководческий талант Захарова — способности военного тактика и стратега, умение мудро ориентироваться в сложившейся обстановке.
Части фронта, которым командовал Захаров, принимали активное участие и в ликвидации Минского «котла». 5 июля 1944 года окруженные немецкие части получили по радио распоряжение прорываться в направлении Дзержинска. В этот же день немецкая транспортная авиация сбросила им боеприпасы и продовольствие. Из остатков разбитых фашистских дивизий спешно создавались группы от 500 до 2000 и более человек, которые, выставив заслоны из наиболее боеспособных частей и подразделений, начали движение в западном и юго-западном направлениях.
4 июля, еще до ликвидации окруженной восточнее Минска группировки, Ставкой ВГК предписывалось 2-му Белорусскому фронту после уничтожения Минского «котла» развивать наступление на Новогрудок, в дальнейшем — на Гродно и Белосток. Продвинувшись за 12 дней на 270 километров, части фронта 9 июля освободили Новогрудок, форсировали реки Неман и Молчадь, 14 июля очистили от оккупантов Волковыск, а 16-го — Гродно.
27 июля 1944 года войска 2-го Белорусского под командованием Захарова осуществили пятидневную Белостокскую операцию. В ходе дальнейших наступательных боев вместе с другими фронтами была полностью освобождена Беларусь. Советские воины вышли к границам Польши и Восточной Пруссии, захватили Ружанский плацдарм на левом берегу реки Нарев, севернее Варшавы.
ТЕМ не менее, несмотря на все успехи, Сталин снял Георгия Захарова с поста командующего фронтом и понизил его, назначив командующим 4-й гвардейской армией. На его место был назначен один из самых талантливых советских полководцев — маршал Рокоссовский.
Мягко говоря, Сталин не испытывал особых симпатий к Георгию Федоровичу. А точнее, испытывал подозрения. Так, еще 25 августа 1942 года он продиктовал в Сталинград телеграмму: «Лично Василевскому, Маленкову. Меня поражает то, что на Сталинградском фронте произошел точно такой же прорыв далеко в тыл наших войск, какой имел место в прошлом году на Брянском фронте, с выходом противника на Орел. Следует отметить, что начальником штаба был тогда на Брянском фронте тот же Захаров, а доверенным человеком товарища Еременко был тот же Рухле. Стоит над этим призадуматься...»
Захарова и Еременко не сняли тогда с должностей, а вот начальник оперативного отдела штаба фронта генерал-майор Рухле был арестован.
После войны генерал армии Захаров возглавлял несколько военных округов, в том числе Закарпатский, которому в октябре 1956 года выпала сомнительная честь по участию в подавлении национального восстания в Венгрии. Последний его пост на совсем недолгий срок — заместитель начальника Главного управления боевой подготовки сухопутных войск СССР.
Умер Георгий Федорович Захаров в январе 1957 года, не дожив трех месяцев до своего шестидесятилетия.
Несмотря на недоверие Сталина, его ратный путь отмечен многими наградами: орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 1-й степени, орден Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени.
Именем Захарова названы улицы в Волковыске и Гродно.
Александр ШЕВКО, «СГ».
Фото из фондов Полоцкого музея боевой славы