Мальчики для битья

Источник материала:  

Тычки и затрещины, испорченные вещи и подорванная самооценка никак не соотносятся со счастливым детством. Откуда берется школьный буллинг, или попросту травля, и как с ним справиться, рассказала практикующий психолог, старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Елена Осипова.

Причины, по которым дети становятся агрессорами и жертвами, очень похожи. Выше всего шансы оказаться по одну из сторон баррикады у того, кто живет в семье, где не умеют проявлять любовь, где царят авторитарные порядки и атмосфера страха, где родители говорят делать одно, а сами поступают по-другому. Когда у маленького человека не создается ощущения безопасности и доверия к миру, то это очень опасно.

Если уделять своему отпрыску слишком много внимания, говорить ему, что делать и с кем дружить, то можно воспитать неуверенного в себе тихоню, который не умеет общаться со сверстниками и которого все задирают. Или наоборот, есть вероятность, что гиперопека породит нереализованную потребность в проявлении эмоций, освоении пространства и свободе. И это легко выльется в агрессию по отношению к другим детям.

Представления о том, какими должны быть мальчики и девочки, тоже способствуют возникновению буллинга. Если девчонки должны быть трепетными и нежными созданиями (что, впрочем, не мешает им «проявлять себя»), то пацанам положено драться. И это еще не все.

«Например, если мама воспитывает сына в одиночку, – описывает распространенную ситуацию Елена Осипова, – то у него могут быть проблемы с формированием маскулинных качеств и вхождением в мужское сообщество».

Абсолютно любой человек может стать жертвой травли. Но в группе риска те, кто чем-то отличается от других. Например, своей полнотой, национальностью, физическими дефектами. Издеваться могут над ребенком из неблагополучной семьи, который одет скромнее остальных или от которого плохо пахнет.

В начальных классах школьники с благоговением смотрят на учителя как на величайший авторитет. И если он покритикует кого-либо из учеников, то остальные могут начать к нему хуже относиться.

Если ваш ребенок стал боязливым и замкнутым, не хочет ходить в школу, часто болеет, у него постоянно рвется одежда и появляются синяки на теле, – не спешите ругать. Задумайтесь, не травят ли его?

Мальчики для битьяК чему приводит буллинг, рассказывает психолог Городского клинического детского психоневрологического диспансера Анна Симоненко:

– Дети, которых травят, переживают ситуацию хронического стресса, испытывают постоянную тревогу. От этого они становятся эмоционально неустойчивыми, боязливыми и не-уверенными. Чем младше ребенок, тем больше он реагирует на уровне соматических нарушений (часто болеет, у него проблемы со сном, аппетитом), а также изменением активности (становится вялым, заторможенным или же, наоборот, гиперактивным).

Со временем теряется интерес к любимым занятиям, снижается успеваемость. Иногда ребенок может начать воровать, чтобы иметь возможность откупиться от насильника. В зависимости от характера и изначальной психической уязвимости человека последствия могут быть разными, вплоть до сильнейшей депрессии и других психических расстройств. Могут появляться заикание, энурез, нервные тики. Бывает, защищаясь от болезненных переживаний, он неосознанно «прячется в болезнь». Возможны параноидальные мысли – «все хотят мне навредить». Хотя изначально они связаны только с обидчиками. В крайних случаях у жертвы могут возникнуть суицидальные намерения.

Как помочь жертве буллинга

В каждом конкретном случае нужен свой подход, но родители должны иметь общее представление о том, что делать.

Как можно быстрее создайте условия безопасности.

Не нужно настаивать, чтобы ребенок завтра же шел на занятия. Если ему нанесена серьезная психологическая травма, лучше перевести в другой класс или школу. Но надо понимать, что это не решение проблемы, а уход от нее. Важно выйти из ситуации буллинга успешно, суметь постоять за себя, приобрести опыт общения в детском коллективе. Иначе ситуация жертвы закрепится, и доверие к миру будет нарушено.

Спокойно, без криков и угроз поговорите с классным руководителем и администрацией школы, подключайте школьного психолога. Там, где проявляют безразличие или отрицают проблему, насилие неизбежно. Если это ваш случай, то смиритесь и переведите сына или дочь в другое учебное заведение.
Поддерживайте самооценку ребенка. У него не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение.

Попытайтесь сформировать у него уверенность в своих силах и умение противостоять ситуации, в которую попадает. Можно дома прорепетировать со своим чадом его действия в различных ситуациях, отработать приемы самообороны. Очень важно, чтобы ребенок не стоял и терпел, когда его бьют, а действовал, убегал, отбивался и кричал. Можно разбить вазу, горшок, окно, хлопнуть дверью. Это привлечет внимание взрослых, которые захотят навести порядок.

Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребенку спросить «Для чего ты это сказал, сделал и т. д.?» Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное, продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не может ясно ответить, для чего он это делает.

Обратитесь к психотерапевту или психологу, желательно не из вашей школы, а к кому-то со стороны. Специалист поможет пережить травму и понять, почему ребенок стал жертвой.

Помогите ему найти друзей. Запишите его в спортивную секцию, кружок по интересам. Пригласите детей в гости и устройте праздник. Чем больше у школьника контактов, тем меньше опасность, что его будут обижать.

Ошибки родителей

Не обращать внимания на просьбы о помощи так же плохо, как и принимать поспешные решения, не думая о последствиях для ребенка. Если вы пойдете в школу разбираться с обозленными одноклассниками, то можете только навредить. По этой же причине учителю не стоит устраивать классные собрания и читать лекцию о том, как недопустимо обижать друг друга. Постарайтесь не предпринимать того, что сделает пострадавшего слабее в глазах обидчиков, да и в его собственных. Например, не водите его за ручку в школу, если раньше вы этого не делали.

Адреса помощи

Республиканский круглосуточный телефон доверия для детей 8–801–100–16–11

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков в Минске (017) 246–03–03

Воспитайте гармоничную личность

  • Подавайте пример. Чтобы ребенок не стал ни жертвой, ни обидчиком, у него должен быть образец адекватного взрослого поведения.
  • Разговаривайте со своим чадом: спрашивайте о его делах, рассказывайте о своих, но не устраивайте допрос.
  • Ребенок должен четко знать, что ему можно, а что нельзя. Этих «можно» должно быть много, но все они должны быть безопасны для его жизни, а «нельзя» – это точно нельзя, а не условно.
  • Ищите сферу, в которой ваш ребенок проявляет таланты, и развивайте их. Это придаст ему уверенности и поможет завести друзей. Помните, что успех в жизни не зависит от результатов в учебе. У кого-то могут быть способности к спорту или ручному творчеству. И у него не меньше шансов на успешную жизнь, чем у отличника.

Елена ТАЛАЛАЕВА

←Мой ребенок самый лучший

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика