Коррозия спроса
Между тем новое производство сулит хозяйствующим субъектам солидный экономический эффект, позволяет в разы продлить сроки эксплуатации дорогостоящих деталей и сооружений. По оценкам специалистов, в Беларуси годовая потребность в оцинковании составляет около 120 тысяч тонн различных изделий, в том числе и сельскохозяйственного назначения — оборудование для доильных залов, техника для внесения удобрений, каркасы теплиц, кузова сельхозмашин.
— Ранее эти работы проводились в России и Польше и стоили солидных денег. Достаточно сказать, что расчетная цена на услуги по горячему оцинкованию — 340—390 евро за тонну в зависимости от номенклатуры. У нас меньше, тем не менее очередей у проходной завода не наблюдается.
— Мировой опыт подтверждает эффективность и экономичность такого метода, — говорит руководитель аппарата управления НАН Беларуси академик Петр Витязь. — В европейских странах практически 100 процентов производимых металлоконструкций проходят оцинковку. Активно взялась за решение этой проблемы и Россия. В нашей республике процесс идет крайне медленно. Поэтому надо менять устаревшие стандарты. Первоочередная задача — внести изменения в нормативную документацию, которая регламентирует порядок проектирования и использования металлоконструкций, — подчеркивает ученый.
— У нас предпочитают работать, как и десятилетия назад: замазать ржавчину краской — и все тут. Эффект мизерный, ведь через два—три года вновь придется брать кисть в руки. Пока в Беларуси нет культуры производства металлических изделий, даже на стадии проектирования просчитывается количество покрасок. А между тем оцинкованные изделия надежно защищены до 30 лет.
По словам Петра Витязя, в России более 60 подобных производств, в Германии — около 300, Польше — 95. При этом не нужно опасаться экологических последствий. В Словении, например, подобный завод соседствует с супермаркетом. То есть производство с точки зрения охраны окружающей среды абсолютно безвредно.
Кстати, в этом убедились и жители окрестных деревень, которых на нескольких автобусах специально возили на завод на экскурсию. О том, что предприятие безопасно, говорит и тот факт, что никаких надбавок за вредность для работников не предусмотрено.
Даже на взгляд неспециалиста понятно, что при строительстве завода использованы самые современные технологии. Практически все материалы из Италии. Таковы требования компании «Джимеко», поставившей технологическое оборудование. Внутри здания размером более шести тысяч квадратных метров установлены пути для передвижения мощных кранов, залит бетоном и обложен специальной плиткой котлован для емкости, в которую поступает сырье. Сама ванна цинкования, где температура держится на уровне 450 (!) градусов, накрыта своеобразным «саркофагом» из специальной стали в 10 сантиметров толщиной. Заметим, что по технологии у нас закладываются еще более жесткие нормы, чем в России, Польше, Германии.
Сейчас на заводе ежемесячно оцинковывается порядка 1800 тонн различного металла. Предприятие не по своей воле ушло от основной задачи — работы с крупногабаритными изделиями. Хотя оборудование здесь соответствующее — ванны химической подготовки металлоконструкций, куда можно запросто поместить столб уличного освещения, ванна цинкования длиной 15 метров, шириной 1,8 и глубиной 3,5 метра.
— Вместо пятитонных металлоконструкций мы цинкуем детали и по 500 граммов. Наши специалисты их нарекли «иголками», — досадует директор ГП «Конус» Андрей Жамойда. — Что характерно, нашими заказчиками зачастую становятся предприятия частной формы собственности. Их владельцы понимают, что оцинкованный металл простоит хоть полвека. У госпредприятий несколько иной, прямо скажем, осторожный подход к современным технологиям. Не готов к масштабной работе с предприятиями нашего профиля крупный производитель металлоконструкций, те же энергетики, строительная отрасль. Мало заказов и из агрохолдингов, экспериментальных хозяйств, не говоря уже о других сельхозпредприятиях.
Действительно, отечественные аграрии не торопятся пополнить портфель заказов перспективного производства. На АПК и сопутствующие сферы сейчас приходится немногим более 17 процентов общего объема производства. А ведь планировалось, что отрасль станет одним из основных потребителей оцинкованных деталей. Пока же среди солидных партнеров ГП «Конус» — ОАО «Гомельагрокомплект», несколько райагросервисов из Гродненской и Брестской областей. Еще с десяток прислали мелкие партии изделий, а основная масса, получается, в неведении?
К слову, почти треть выполняемых заказов поступает от россиян. Здесь по достоинству сумели оценить качество выполняемых работ и приемлемую цену.
Что ж, рынок диктует свои условия и к нему нужно приспосабливаться. На предприятии изменилась ценовая политика: чем меньше вес изделия, тем дороже работа. Поставщикам крупных деталей предоставляются скидки. В среднем выходит 4,5 миллиона белорусских рублей за тонну металла. А если учитывать долгосрочный эффект, это деньги на перспективу, которые позволят исключить дополнительные затраты во время эксплуатации различного оборудования. Ведь не напрасно говорят, что скупой платит дважды…
Характерен в этом плане пример китайцев, которые будут реализовывать проект по монтажу высоковольтных линий к Белорусской АЭС. Они уже провели предварительные переговоры с представителями завода о цинковании металлических опор. Вполне возможно, что это будет многомиллионный заказ. Наши же соотечественники, в том числе и на селе, пока только раскачиваются, а ржавчина неуклонно берет свое.
Рядом с заводом горячего цинкования металлоконструкций установлена скульптурная композиция «Зевс-громовержец». Это не просто украшение, скульптура является объемным товарным знаком и защищена соответствующим свидетельством. И, уезжая с предприятия, невольно подумалось: доколе же у нас будет в ходу пословица — «Покуда гром не грянет, мужик не перекрестится»?
Александр ШЕВКО, «БН»
Фото Андрея МАКСИМОВА