Он не мог жить без кино

Источник материала:  

Знаменитый режиссер любимых в народе фильмов “Братушка”, “Иван Макарович”, “Белые Росы” Игорь Добролюбов своей лучшей наградой считал отдачу от своей работы, ее востребованность и эмоциональную наполненность

Этот разговор с классиком белорусского кино, народным артистом Республики Беларусь, кинорежиссером Игорем Михайловичем Добролюбовым состоялся тридцать лет назад в его кабинете в доме № 39 тогда еще на проспекте Машерова накануне его пятидесятилетия. Прошло много лет, но, перелистывая свою записную книжку с конспектом той беседы, я будто возвращаюсь в тот день, и мы снова с ним говорим, а его жена, верный и надежный друг Нелли Ивановна Добролюбова (в прошлом начальник цеха звукотехники киностудии “Беларусьфильм”), угощает нас крепчайшим кофе. Впрочем, Добролюбов до конца жизни оставался таким, каким был в пятьдесят. И отрывки того разговора — разве не лучшая дань памяти Мастера в день его юбилея?

22 октября народному артисту Беларуси, лауреату премии Ленинского комсомола Беларуси, лауреату многих международных фестивалей, кинорежиссеру Игорю Михайловичу Добролюбову исполнилось бы 80 лет.

— Игорь Михайлович, один из ваших фильмов называется “Счастливый человек”. Можете ли так сказать о себе?

— Если вспомнить слова Владимира Ивановича Немировича-Данченко “Истинное счастье человека — постоянно быть при своем любимом деле”, то я себя таким ощущаю. Потому что работа в кино — это моя жизнь.

— А как начинался ваш путь в искусстве?

— Театром и кино увлекался с детства. В юности считал, что человек искусства должен быть всесторонне развитым, поэтому активно занимался спортом: баскетболом, водным поло, стал даже мастером спорта по легкой атлетике. По первой профессии я журналист. Учился в БГУ, после окончания получил приглашение работать актером в Театре юного зрителя. Немудрено, ведь в университете был яркий студенческий театр, который многим открыл путь в искусство.

За два года работы в театре сыграл много различных ролей, снимался в эпизодах на киностудии “Беларусьфильм”. Но самым главным для моей творческой биографии считаю поступление во ВГИК на отделение режиссуры в мастерскую народного артиста СССР Михаила Ильича Ромма. У него учился, у него проходил практику на съемках фильма “Девять дней одного года” (и Игоря Михайловича, и его однокурсников — Андрона Кончаловского, Андрея Смирного можно увидеть в эпизодических ролях в этом фильме. — Авт.).

— Большинство ваших картин о наших современниках, о тех, кто живет рядом и творит наше сегодня. Летчики-полярники в “Потому что люблю”, строители города белорусских нефтяников Новополоцка в “Улице без конца”, вдохновленные идеей открыть металлический водород ученики и их талантливые учителя в “Расписании на послезавтра”. И тем не менее вы постоянно возвращаетесь к теме прошедшей войны. Первый успех и признание вам принес фильм “Иван Макарович”.

— Для меня “Иван Макарович” — коллективное воспоминание поколения о пережитом. Все авторы фильма — и оператор Дмитрий Зайцев, и художник Владимир Дементьев — во время войны были подростками. Из наших страданий, нашей боли и памяти создавался образ Вани Матвеева — главного героя фильма, который сумел заменить взрослых, став к станку, по мере сил ковал Победу.

Сегодня искусству, кинематографу необходим герой не только размышляющий, но и созидатель. Каждый герой должен нести жизнеутверждающее начало, несмотря на сложности его жизни на экране, на поиски и ошибки. Постижение им истины — урок для зрителя.

— Таковы герои ваших фильмов — Алесь Казанок из “Братушки”, Ваня из “Ивана Макаровича”, Оля Русанова из “Улица без конца”, Андрей Андреевич из “Расписания на послезавтра”, Василий Корж из “Третьего не дано”. Мне довелось присутствовать на премьере этого фильма в деревне Хоростово, где жил и трудился Василий Захарович, славный партизанский командир Великой Отечественной. В зале небольшого сельского клуба со слезами на глазах смотрели, активно комментировали события земляки героя, узнавая в эпизодах события собственной жизни. После последних кадров — сосредоточенное молчание, а потом, стоя, долгие аплодисменты режиссеру и актеру. Такие минуты, наверное, надолго запоминаются.

— Не только запоминаются. Не забуду, как в Солигорске встретились исполнитель главной роли Валентин Белохвостик и бывший комиссар отряда Коржа Василий Шошин. И реальный человек назвал актера “товарищ генерал”. А с каким волнением восприняли фильм дети Василия Захаровича! Видишь отдачу от своей работы, ее востребованность, ощущаешь эмоциональную наполненность — большей награды не нужно. И это не красивые слова, это то, что заставляет трудиться.

— Какие фильмы вы собираетесь показать зрителям в ближайшем будущем?

— Лауреат премии Ленинского комсомола Алексей Дударев (нынче заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственных премий СССР и БССР. — Авт.) написал чудесный сценарий “Белые Росы” с яркими, сочными характерами, с необыкновенными героями, с которыми мы встречаемся ежедневно, но для постижения которых требуется усиленная работа, чуткость души. Казалось бы, незамысловатый сюжет о деревне, которую “пожирает” город, а жителей ее переселяют в один дом. Но на самом деле идет глубокий и серьезный разговор о месте, где ты родился. Именно с этого складывается понятие Родина...

— Без чего вы не можете обойтись в жизни?

— Без кино, без друзей, без газеты утром и программы “Время” вечером, без театра, без книг, без футбольного матча на стадионе “Динамо”, без доброжелательных зрителей...

Р.S. Фильм “Белые Росы” вышел на экраны в 1983 году и имел оглушительный успех. Он до сих пор один из самых любимых не только в Беларуси, но и в странах всего бывшего Советского Союза. А после него в творческой судьбе режиссера были фильмы “Мама, я жив”, “Осенние сны”, телесериал “Плач перепелки” (по роману Ивана Чигринова), “Эпилог”... Он успел написать замечательную книгу мемуаров “Осколки памяти”, которая вышла в свет в 2006 году. Был удостоен приза Белорусского союза кинематографистов “За преданность искусству”.
Мечтал снять фильм по рассказу Василя Быкова “Желтый песочек”. Но не произошло... Игоря Добролюбова не стало 19 июля 2010 года.

Он не мог жить без кино. Как жаль, что до сих пор не установлена мемориальная доска на доме № 39 на проспекте Победителей, где жил и творил классик белорусского кино...

←Як промні сонца

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика