Первый предвыборный проект Лукашенко. Материнский капитал
Александр Лукашенко начинает формулировать для своего электората предвыборные обещания. Пока это больше похоже на экспромт, но направление понятно — усиление социальной поддержки семей. Так, в частности, выступая во вторник перед работниками жодинского БелАЗа, глава государства поделился планами о беспрецедентной поддержке семей с детьми — выплатах при рождении ребенка в размере от 10 до 40 тысяч долларов.
Если эти планы и будут реализованы, то помогут ли такие шаги увеличить рождаемость в стране? Да и так ли это нужно Беларуси?
«Трое детей, как хотите»
Во время общения с трудовым коллективом ОАО «БелАЗ» Александр Лукашенко сообщил, что государство планирует значительно усилить поддержку семей. Так, среди прочих вариантов поддержки рассматривается открытие счета, на который будут начислять средства при рождении ребенка. Причем планируется, что эта сумма будет значительно увеличиваться при появлении в семье каждого последующего малыша.
«Главная наша проблема — это дети. Трое детей, как хотите. Мы сейчас думаем, как поддержать женщин, семьи поддержать. Уже и проект «Большая семья» предложили. Там за первого ребенка, допустим, 10 тысяч долларов. В долларах мы открываем счет. За второго — 20 тысяч. За третьего удваиваем. А если ты еще вносишь на этот счет средства на будущего своего третьего или второго, детей своих, то мы больше в два раза даем», — расписал Лукашенко прелести проекта.
Любопытно, что, будучи кандидатом в президенты, писатель Владимир Некляев был даже более щедрым. Он обещал ввести материнский капитал в размере 25 тысяч долларов.
Кроме того, государство не отказывается от жилищной поддержки. «Разные варианты ищем, потому что это главный вопрос. Вот, деньги мы найдем. Автомобили не найдем — купим. Это все ерунда. Но если у нас не будет населения достаточно, тогда нечего о независимости говорить. К счастью, убытие населения — гибель, смерть естественная, и рождаемость — в будущем году выходим на ноль. Это победа», — сказал Лукашенко.
«Большая семья» — это белорусский проект, не имеющий аналогов. Беларусь, на мой взгляд, является пионером в разработке эффективных мер, направленных на поддержку и защиту семей. В последние годы рождаемость в Беларуси растет. У нас очень хорошие семьи, в которых придерживаются здоровых ценностей. Люди готовы рожать и воспитывать много детей, но сдерживает финансовая составляющая. Реализация проекта «Большая семья» поспособствует тому, что количество многодетных семей будет увеличиваться». |
Остается только догадываться, откуда у главы государства такие прогнозы, если численность населения Беларуси продолжает уменьшаться. На 1 сентября 2013 года она составила 9 млн. 464,4 тыс. человек. Естественная убыль в январе-августе составила 6286 человек.
Сколько это будет стоить?
В Беларуси уже сейчас достаточно высокие пособия при рождении детей, большой отпуск по уходу за ребенком и постоянно увеличиваются ежемесячные выплаты. Единовременное пособие при рождении первого ребенка составляет 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ) — 10 262 900 рублей, при рождении второго и последующих детей — 14 БПМ (14 368 100 рублей). Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности — 100% БМП (1 026 300 рублей).
Если в стране и правда будут платить 10-40 тысяч долларов при рождении ребенка, нагрузка на бюджет существенно возрастет, что потребует, очевидно, некоторого перераспределения средств.
Так, в январе-августе 2013 года в Беларуси родилось 78 039 детей. Если в среднем за каждого их них государство платило бы по 15 тысяч долларов, то казне пособия обошлись бы в 1,17 млрд. долларов. В прошлом году, когда в Беларуси родилось почти 115 тыс. детей, государство могло бы заплатить их родителям порядка 1,725 млрд. долларов.
В Беларуси вводят материнский капитал?
Фактически Лукашенко озвучил идею применения в Беларуси материнского капитала. Такую форму господдержки семей сейчас использует Россия. И у наших восточных соседей, скорее всего, будет позаимствована и схема материнского капитала.
Так, в России материнский капитал можно использовать после достижения ребенком возраста трех лет. Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по потребительским кредитам и коммунальным услугам. Материнский капитал можно использовать на улучшение жилищных условий, получение образования, пенсионные накопления матери.
Влияние введения материнского капитала на рождаемость неоднозначно, отметил в комментарии для Naviny.by заместитель директора Институт демографии Высшей школы экономики (Москва) Сергей Захаров.
Рождаемость в России действительно увеличилась после 2007 года, когда механизм материнского капитала был запущен. В 2006 году, согласно данным Росстата, родилось 1 млн. 479,6 тыс. человек, в 2007 году — 1 млн. 610,1 тыс., в 2008-м — 1 млн. 713,9 тыс. Однако, отметил эксперт, в России в это время увеличивалась и поддержка семей в целом, поэтому только с введением программы материнского капитала связывать процесс не стоит.
Кроме того, около 20% имеющих право на материнский капитал им не воспользовались. Для решения жилищной проблемы в крупных городах объем получаемых от государства средств слишком незначителен, а для сельских жителей возникает ряд бюрократических проблем, решить которые многим оказалось не под силу. Использование материнского капитала в качестве источника пенсионных накоплений также под вопросом, так как такая система фактически не работает.
В России теперь как раз обсуждают — сохранить или нет материнский капитал после 2017 года, когда истекает срок применения данного механизма. Есть мнение, что такая форма государственной поддержки российских семей свою задачу уже выполнила. Вместо этого предлагается повышать пособия на детей из бедных семей. За продление выплат минимум еще на 15 лет высказалась вице-премьер правительства России Ольга Голодец, которая считает, что позволит сохранить достигнутые темпы рождаемости. По ее данным, влияние материнского капитала на рост рождаемости оценивается на уровне от 40% до 80%.
Популистские меры имеют обратный эффект и катастрофические последствия
Демографы отмечают, что рожать будут, пока есть значительная прослойка женщин детородного возраста, тогда как стимулирование рождаемости дает лишь кратковременный эффект. Демограф Людмила Шахотько в анализе переписи населения Беларуси 2009 года подчеркивает, что именно половозрастная структура населения в значительной степени определяет динамику основных демографических процессов.
Руководитель исследовательской группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского института демографии Австрийской академии наук Сергей Щербов считает, что в Беларуси остановить процесс депопуляции невозможно. Ведь если каждая женщина репродуктивного возраста родит двух детей, численность населения через несколько десятилетий все равно снизится примерно на миллион. Фиксирующийся сейчас в Беларуси уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство населения только на 65,5%.
Замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров отмечает, что никакими материальными выплатами нельзя побудить людей рожать больше, если они считают, что имеют достаточное количество детей для своей семьи. Между тем для кого-то увеличение пособий может стать решающим фактором для отложенного рождения ребенка, однако чаще всего эти меры производят краткосрочный эффект, о чем свидетельствуют международные исследования.
Эксперт сослался на недавно подготовленный доклад ООН о демографической политике стран нашего региона. Среди прочего в нем отмечается, что у государства нет инструментов, чтобы изменить в обществе идеальные установки о семье (в том числе о планируемом количестве детей).
При этом семьи, безусловно, воспримут нововведение положительно. И Лукашенко в следующем году, когда может быть принята программа «Большая семья», сможет улучшить свой имидж в глазах части электората. А 2014 год — предвыборный.
И это порождает определенные сомнения. Ведь после того, как электоральные цели будут достигнуты, государство может тихо свернуть дорогостоящие социальные проекты, как в новейшей истории Беларуси уже бывало.
«Политика, которая проводится на год-пять — плохая политика, — говорит Сергей Захаров. — Если государство берет на себя обязательства, они должны поддерживаться в течение десятилетий, чтобы семьи могли планировать рождение детей на перспективу 10-15 лет. Популистские меры имеют обратный эффект и катастрофические последствия. Семьи перестают верить в гарантии государства».
Большие семьи — большие риски?
Глава государства неоднократно отмечал, что белорусам рожать надо много детей, а государство семьям будет помогать материально.
«Один ребенок — это ваш ребенок, два — посмотрим на семью, может кого-то и надо поддержать, но это тоже ваши дети. Но третий — это мой ребенок», — описал модель отношений семей и государства Александр Лукашенко в послании народу и парламенту в 2011 году.
В Беларуси большинство получателей адресной социальной помощи — многодетные семьи. Власти убеждают, что поддержка многодетных семей в стране беспрецедентная. Мол, и с квартирой государство поможет, и детей в школе накормит. Сами же многодетные родители говорят, что порой то, как реализовывается их право на льготы, иначе как унижением и назвать нельзя.
«Многодетные семьи — чаще всего семьи с одним работающим взрослым, — обращает внимание Сергей Захаров. — Даже в странах Западной Европы такая тенденция. Так, во Франции и Швеции с двумя маленькими детьми работает 50-60% мам, а с тремя и более — 20-30%. Это означает, что доход единственного кормильца должен покрывать все расходы. Этого нет ни в России, ни в Беларуси».
Захаров отметил, что международные исследования в развитых странах показывают, что идеальная модель семьи — семья с двумя детьми. Ожидаемое количество детей, которые средняя семья желает иметь, — меньше. Область для вмешательства политиков — этот разрыв, «который не так легко преодолеть даже с финансовыми выплатами».
Призывая население рожать больше, государство взваливает на свои плечи непосильную ношу. «Современные люди, — отметил Сергей Захаров, — имеют определенный уровень притязаний и не могут вернуться в деревню 19-го века и рожать 3-5 детей, для которых многого не будут требовать. В современном мире мы не можем всерьез ставить вопрос о массовом отказе от женской занятости, от высокого уровня образования, что требует также высоких затрат».
Таким образом, кардинально проблему рождаемости финансовыми выплатами не решить. Кроме того, если вдруг случится всплеск рождаемости, исчерпается потенциал рождений на будущее. Ведь гарантий, что рожденные дети родят снова-таки много детей, нет. Обществу к таким всплескам адаптироваться очень тяжело. Например, сначала увеличится потребность в яслях и школах. Но через определенное время места там будут пустовать.
Кроме того, большие выплаты на ребенка являются соблазном для определенной категории граждан, которые с помощью рождения детей планируют решить личные материальные проблемы.
«Есть категории людей, которые недостаточно адаптированы, социализированы для того, чтобы нести ответственность за большие семьи. Увеличивается нагрузка на государство по обеспечению детей в таких семьях, то есть расширяется бедность. Даже в развитых странах бедности больше среди многодетных семей. И эта проблема, которая заведомо провоцируется, когда мы призываем людей рожать больше и больше детей», — говорит Сергей Захаров.
Для смягчения демографической ситуации необходимо обратить внимание на качество жизни уже живущих поколений. Необходимо заниматься вопросами занятости, повышения эффективности труда, его оплаты, «чтобы люди, исходя из своих улучшающихся возможностей, свободнее принимали решение рожать больше детей».
«На мой взгляд, целесообразнее тратить средства на нужды уже рожденных детей — на здравоохранение, образование, на то, чтобы услуги для семей были более доступны, повышалось качество детских садов. Это и есть самое надежное инвестирование в будущие поколения», — подытожил Сергей Захаров.
Елена СПАСЮК