Беларуси нужна революция в подготовке кадров
Нехватка трудовых ресурсов, недостаточный уровень их квалификации бросает вызов экономике и делает Беларусь менее привлекательной для инвесторов. Проблему может смягчить современный подход к подготовке специалистов в сфере профобразования, считают международные эксперты. Беларуси нужна революция в подготовке кадров, но Минобразования выступает за эволюционные преобразования.
Немецкие предприятия, которые приходят в Беларусь, ориентированы на длительное сотрудничество, а не разовые проекты, заявил посол Германия Вольфрам Маас 8 октября в Минске, выступая на открытии Дня немецкой экономики, посвященного теме «Профессиональные кадры для экономики — концепции, опыт, перспективы». Подготовка кадров важна для поддержания уровня развития немецкой экономки и модернизации белорусской экономики, подчеркнул посол.
Вкладывать в Беларусь деньги, открывать производства, чтобы потом выяснилось, что работать некому — такой вариант немецкий бизнес даже не рассматривает.
Вольфрам Маас отметил, что и в Германии существует нехватка трудовых ресурсов. Среди причин — демографическая ситуация, недостаточный уровень образования, неравномерное распределение трудовых ресурсов по регионам страны. Посол Германии сослался на отчет Федерального министерства образования от 2010 года, в котором говорится, что немецкая экономика «скоро будет охотиться за каждым свободным молодым человеком».
Вольфрам Маас высказал предположение, что такая же ситуация вскоре может сложиться и в белорусской экономике. Поправим посла — такая ситуация уже сложилась. Работников не хватает, причем в самых разных сферах.
Нехватка работников и недостаточный уровень подготовки профессиональных кадров представляют «большой риск для инвестиционного климата Беларуси», считает председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба Клаус Байер. По его словам, многие компании в нашей стране, в том числе являющиеся членами Немецко-белорусского экономического клуба, отмечают нехватку специалистов как в производстве, так и в сфере услуг.
В этой связи, сказал глава Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь Владимир Августинский, особенное значение приобретают производительные силы, частью которых являются люди, обладающие определенным знанием и опытом. Он подчеркнул, что определяющим фактором мощи Германии являются не только инновации, благоприятные условия ведения бизнеса, но и наличие высококвалифицированных кадров на рынке труда.
Кстати, опрос немецких фирм, работающих в Беларуси, показал низкий уровень доступности рабочей силы. Этот аспект немецкий бизнес отнес к недостаткам.
В свою очередь представитель Федерального министерства экономики и технологий, руководитель отдела России, Украины, Беларуси, Центральной Азии и Кавказа Андреас Нойманн отметил, что высокий уровень профессиональных кадров способствует росту экономики. По его словам, в Беларуси основы для развития рынка труда «относительно хороши по сравнению с восточными соседями». При этом Нойманн отметил, что Германии «нужно больше конкурентоспособных предложений на рынке Беларуси».
Специалисты в один голос говорят, что устойчивому состоянию рынка трудовых ресурсов способствует дуальная система профобразования. Именно она помогла немцам достаточно безболезненно пережить кризис и остаться среди лидеров мировой экономики.
Суть дуальной системы подготовки профессиональных кадров в том, что комбинируется теория и практика, которая занимает значительное место в процессе обучения, пояснил представитель Немецкого союза промышленно-торговых палат, руководитель отдела проектов сети зарубежных торговых палат в области профессионального образования Йорк Сиверс. В результате профессиональная подготовка ориентируется на требования рынка труда.
Заказ на профессионалов формирует бизнес, обучение специалиста финансирует фирма, заинтересованная в нем. Она платит стипендию и обязуется брать на практику. В результате 80% времени учащийся проводит на производстве. Дуальная система активно используется в таких областях, как техника, экономика и социальное обеспечение.
Большинство (60%) выпускников немецких школ ежегодно выбирают профобразование. Их обучение сразу перетекает в профессиональную деятельность, интегрированное производственное обучение, отметил Йорк Сиверс. При этом в Германии затраты государства на дуальную систему уменьшаются. Ежегодно около 23 млрд. евро тратится на финансирование профобразования предприятиями и 3 млрд. евро государством.
В Беларуси изучают опыт Германии в подготовке профессиональных кадров по дуальной системе, сообщил министр образования Сергей Маскевич. В последние годы в Беларуси особое внимание обращают на повышение качества образования, его экономическую эффективность и практикоориентиованность. Во всех этих вопросах наши специалисты обращаются к опыту немецких коллег.
В Беларуси, отметил первый заместитель министра образования Александр Жук, также увеличивается количество разнообразных программ и растут требования к качеству подготовки специалистов, а образовательная деятельность приближается к производству.
«Мы стремимся, — сказал Александр Жук, — чтобы все получили образование, и никто не остался без профессии. Работаем над новыми алгоритмами финансирования. Актуальным является подключение работодателя, частного бизнеса к материально-техническому обеспечению учреждений образования».
Дуальная система подготовки кадров — оптимальна для решения задач экономики, признал замминистра образования. И в Беларуси сегодня, по его словам, практикуется подготовка специалистов под заказ предприятий, на договорных основах. Вместе с тем Александр Жук констатировал «доминирующую роль государства» в сфере профобразования. В Беларуси, сказал он, изменения в системе образования носят характер эволюционных преобразований, а не радикальных перемен.
Первый замминистра отметил, что основным принципом для развития профессионального образования является «интеграция в мировую образовательную систему при сохранении собственных национальных достижений и традиций». Это особенно важно в связи с тем, сказал первый замминистра, что около 70% белорусской продукции отправляется на экспорт, а экспортоориентированная экономика требует высококвалифицированных кадров. Без сопоставления международных стандартов и белорусских реалий оценить их уровень невозможно, отметил Александр Жук.
Он подчеркнул, что для Беларуси, «в условиях дефицита природных ресурсов, экономических и демографических проблем важнейшее значение приобретает способность системы профессионального образования обеспечить высокий уровень профессионализма трудоспособного населения».
В целом в Беларуси, сказал ректор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Аркадий Шкляр, используются элементы дуального образования. Однако пока качество подготовки специалистов не соответствует немецким стандартам. Во-первых, из-за неактивности работодателей, во-вторых, из-за недостаточной материально-технической базы. Последняя проблема постепенно решается посредством создания ресурсных центров при учреждениях образования.
Что касается работодателей, они в Беларуси не заинтересованы инвестировать в систему профобразования, заявил Шкляр. По его словам, в Беларуси не стремятся принуждать работодателя участвовать в подготовке кадров, а ищут возможность заинтересовать его.
Уровень подготовки кадров и количество трудовых ресурсов остаются «острой проблемой с точки зрения развития инновационной экономики и привлечения инвестиций», сказал ректор РИПО. В лучшую сторону ситуация может измениться, если работодатели будут стремиться формировать квалификационные компетенции на рынке труда.
Аркадий Шкляр призвал бизнес активнее подключаться к этому процессу и обращаться в РИПО, где, например, могут поспособствовать введению в классификатор Минтруда новой специальности. В качестве примера здесь может служить столичный лицей № 12, где создан учебный центр с участием инвестиций немецкого концерна Uzin Utz. Теперь в лицее обучают профессии «укладчик напольных покрытий», а профессия была введена в классификатор.
Глава представительства концерна Uzin Utz в Беларуси Иван Рак считает, что опыт этой немецкой компании в Беларуси уникален, и есть фирмы, которые готовы пойти по ее следам. Однако опыт этот не так и радужен. При том, что на проект было потрачено порядка 120 тысяч евро, пробить специальность было непросто. Да и сейчас работать не так-то уж легко. Иван Рак не уверен в заинтересованности белорусских чиновников что-либо менять в системе подготовки профессиональных кадров.
В любом случае, без введения дуальной системы или, как минимум, проведении хотя бы эксперимента по внедрению ее в каком-то конкретном учреждении образования, уровень подготовки профессиональных кадров останется на том же уровне, что и сейчас, считает Иван Рак.
Елена СПАСЮК