«О романтике в метро думать некогда – каждая секунда на счету»

Источник материала:  

Жизнь большого города, где люди очень ценят время, невозможно представить без метро. Это самый быстрый и доступный вид транспорта. Чтобы каждый день перевозить миллионы пассажиров, на работу здесь выходят специалисты около ста профессий.

«О романтике в метро думать некогда – каждая секунда на счету»

Одни из самых главных людей в подземке, чья работа всегда на виду и без которых не тронется с места ни один поезд, – конечно же, машинисты. Случайных людей среди них нет и быть не может. Ведь чтобы получить свидетельство на право управлением электропоездом, нужно пройти достаточно жесткий отбор. Первое, на что обращают внимание, – наличие технического образования, желательно железнодорожного. Ну и само собой, здоровье у машиниста должно быть безупречное, обязательно – единица по зрению.

– Большинство претендентов отсеиваются как раз на первоначальном этапе, не пройдя медицинскую комиссию, – рассказал начальник электродепо «Московское» Андрей Левченко. – Ну а те, кто все-таки успешно прошел медкомиссию, допускаются до обучения, которое длится семь месяцев. На занятиях курсанты изучают устройство подвижного состава, назначение аппаратуры управления и сигнальных приборов, основы первой медицинской помощи, проходят тесты на внимательность, память и скорость реакции. После окончания обучения все сдают экзамены. Шпаргалки здесь точно не помогут. Далеко не каждый годится на работу в должности машиниста.

Конкурс на вакансии машинистов метрополитена всегда довольно высок, потому что эти специалисты, особенно опытные, могут рассчитывать на солидную зарплату, социальные гарантии, оплачиваемый отпуск, который может достигать 45 дней. Кстати, управлять электропоездом позволено только мужчинам. Это связано с повышенной сложностью профессии и необходимостью постоянно концентрировать внимание.

Самого молодого на сегодня машиниста в минской подземке, 23-летнего Дениса Павлюченко, трудности этой профессии не пугают. После окончания механико-экономического техникума в родной Орше парень специально переехал в Минск, чтобы устроиться на работу в метрополитен.

Чуть более месяца Денис управляет поездом самостоятельно.

– Работа действительно сложная, но интересная, – говорит Денис. – Первый рабочий день в качестве машиниста запомнится мне надолго. Помню, очень мандражировал тогда. Понимал, что помощи ждать не от кого, а за спиной у тебя – полторы тысячи человек. Было трудно сосредоточиться первые минут десять, а потом успокоился и взял себя в руки.

«О романтике в метро думать некогда – каждая секунда на счету»

Свою работу Денис не считает монотонной и однообразной. Так, по его словам, кажется только людям, далеким от этой профессии.

– Каждый рабочий день не похож на предыдущий. Пассажиры вносят в него разнообразие. Многие, несмотря на постоянные призывы располагаться по всей длине платформы, упорно этого не делают. Как показывает практика, самыми забитыми всегда оказываются первый и последний вагоны. А еще есть те, кто специально задерживает поезд, вместо того чтобы дождаться следующего. Не понимаю таких людей.

– А меня как пассажира не устраивает, что часто именно перед носом закрываются двери, – возражаю Денису.

– Всем пассажирам кажется, что это происходит специально, – улыбаясь, отвечает молодой машинист. – Но это, конечно, не так. Мы не можем ждать всех желающих, чтобы не произошел сбой в графике. А наш рабочий день расписан по секундам. Отправление со станции на десять-пятнадцать секунд позже уже считается нарушением – придется писать объяснительную.

Самое сложное в профессии машиниста – скользящий график работы и всего лишь один выходной после шести рабочих дней.

– Смена длится от шести до семи часов. Через каждые два часа работы машинист отправляется на перерыв. У нас есть комната эмоциональной разгрузки с телевизором и бильярдом. Также есть комнаты, где мы ночуем, если выходим в ночную смену, а затем садимся за первый утренний поезд. Но сам по себе метрополитен не спит никогда – во время стоянки поездов работают технические службы.

Начинается смена машиниста с медкомиссии. Специально для этого в депо дежурит медперсонал. Каждый день медики следят за основными показателями здоровья. Сначала машинист дышит в алкотестер, затем ему замеряют температуру тела, артериальное давление и пульс.

Перед выходом на линию машинист обязательно принимает состав. Начинает, как правило, с кабины – проверяет наличие всех пломб, напряжение аккумуляторных батарей… Следующие на очереди – вагоны. Дойдя до конца состава, машинист осматривает свою вторую кабину.

Первое, что бросается в глаза обывателю в кабине, это большое количество кнопок, лампочек и несколько устройств, напоминающих телефонную трубку.

– Это радиоинформаторы, – рассказывает Денис. – С помощью первого машинист может сам озвучить какую-нибудь информацию. Этот, что висит за моей спиной, – для экстренной связи. А еще одна отдельная трубка – для связи с диспетчером. Как видишь, руля у нас нет. Его заменяют рычаги: который слева – для разгона и торможения, а справа – рычаг управления «воздушными» тормозами.

За то непродолжительное время, пока Денис работает в метро, он уже успел оказаться в экстремальной ситуации.

– Однажды мужчине стало плохо прямо в вагоне, он потерял сознание. Об этом пассажиры мне сообщили по экстренной связи. Люди самостоятельно вынесли человека и до прихода работников метрополитена оказали первую медицинскую помощь. В нашей работе нужно всегда быть готовым к любой ситуации – метро не место для романтиков, каждая секунда на счету.

– Все дело в том, что Денис еще мало работает. Бывалые машинисты могут много интересного рассказать, – вмешался в наш разговор Станислав Кублицкий, заместитель начальника электродепо «Московское» по эксплуатации.

– В 1997 году, когда я работал машинистом-инструктором на второй линии, получил от диспетчера сигнал, что в туннеле необходимо выловить обезьяну. Ребята, которые пронесли ее в метро, не заметили, как на платформе станции «Купаловская» она открыла дверцу клетки и прыгнула на пути. На шее у нее был металлический метровый ремешок. В результате замкнуло контактный рельс и произошла вспышка. От страха обезьяна убежала в туннель. Мне пришлось вернуться на «Немигу», сесть в поезд, чтобы посмотреть, в какой нише спряталась обезьяна. Чтобы ее спасти, надел на руки толстые перчатки, потому что она немного шипела. Посадив ее на пульт, мы приехали на станцию. Представьте глаза людей, которые увидели, как вместе с машинистом въезжает шимпанзе…


Николай МАЧЕКИН, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

←"Много проблем, много нарушений" Что и как дают в белорусских школах и детских садах на обед?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика