"Много проблем, много нарушений" Что и как дают в белорусских школах и детских садах на обед?
"Пищеблок - это тепло, много продуктов - то есть идеальные условия для размножения занесенных микробов. Но даже если что-то попадает в еду, при правильной термической обработке все погибнет", - рассказывает Анна Малахова. Так, источником инфекции , как правило, является больной человек, который не соблюдает правила личной гигиены. Но распространению инфекции способствовало несоблюдение технологии приготовления. Как, например, в Пинске: заражение произошло от не пропекшейся запеканки - плохо работал жарочный шкаф.
Кроме таких самых слабых мест школьных столовых, есть еще одно - несоблюдение сроков и условий хранения пищи. Это особенно важно для продуктов, которые не проходят термическую обработку - например, молочные продукты.
Кто занимается разработкой школьного меню?
Примерное двухнедельное школьное меню разрабатывают технолог комбината школьного питания или технолог отдела образования. На вооружение берут примерные меню, нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и пищевой энергии с учетом возраста (определены Министерством здравоохранения) и сумм, которые имеются на эти расходы (нормы расходов на питание, утвержденные постановлением Совмина № 317 от 27.04.2013г. ).
Бесплатное питание на 8600 рублей в день (это или второй горячий завтрак или обед) предоставляется у нас в стране в городах - всем учащимся начальных классов, в сельской местности - всем школьникам. За остальное питание доплачивают родители. Суммы обсуждаются на родительском собрании.
В таблице указано, что съедает ребенок, находясь в школе с продленкой, и сколько стоит его питание.
В таблице указано, что должен съесть малыш в саду и сколько стоит день питания ребенка.
Задача у технологов непростая: набор продуктов должен быть богатым, а денег на него маловато. По санитарным правилам, меню может отклониться на плюс-минус 10% от вышеуказанного набора продуктов. Чтобы уложиться в нормы, в школы отправляют часто более дешевую продукцию. Но это не значит, что она плохая или испорченная. К примеру, чаще всего муку берут не высшего сорта, а первого. Из-за этого всего-то пирожки будут не совсем белыми.
Из примерного двухнедельного меню в школах составляют ежедневное (у "бесплатников" - в начальной школе, "чернобыльцев", "льготников" - оно статично, детишкам, которые питаются за деньги, предоставляется выбор блюд). Его подписывают у директора и вывешивают с ценами в школе на начало дня.
Кратность приемов пищи в учреждениях образования зависит от длительности пребывания учащихся в школе, так как перерывы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
Кто закупает продукты?
Продукты для школьников закупают субъекты хозяйствования, которые организуют питание. Это могут быть сами школы, отделы и управления образования, торговли и услуг исполкомов или "Белкоопсоюз".
Продукты школам могут выделять сельскохозяйственные предприятия. Но самое главное во всех этих каналах получения провизии для школьников одно: продукты должны поступать в школу с документом, подтверждающим качество и безопасность. Даже овощи, выращенные на пришкольном участке, проверяют в лаборатории, в том числе на тяжелые металлы и пестициды. Продукты на истечении срока годности (2 дня до окончания) поставлять в школу нельзя.
Кстати, за прошлый год из-за отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, а также по истечении срока годности было изъято 744 килограммов продуктов (в основном, это овощи, выращенные на пришкольных участках).
Со съестным для школьных столовых есть еще одна проблема, и она повсеместна, говорят специалисты. Учреждения образования - хороший рынок сбыта для местных производителей. Поэтому, если на территории района производят сухое молоко, то его "прут" чуть ли не во все школьные обеды. Местное руководство заинтересованно в том, чтобы деньги от произведенной продукции остались в районе. И бороться с этим, вздыхают эксперты, бесполезно. Только твердая позиция администрации школы может изменить ситуацию. Кстати, особенно часто местные производители навязывают свои изделия школьным буфетам. Именно поэтому вместо полезных "перекусов", детишки здесь покупают скорее всякие сладости.
Вкусно или невкусно?
Ежедневно в школе перед отправкой на раздачу проверяется на вкус, внешний вид и соответствие качеству каждое блюдо. В бракеражную комиссию входят представители администрации школы, шеф-повар, дежурный учитель и медицинский работник. Результаты заносятся в журнал.
А еще, мало кто знает, что в школах действуют Советы по питанию, в которые входят, кроме представителей школы, родители (члены родительского комитета) и даже ученики. Заседания этих советов проходят ежемесячно, а то и чаще.
Это обязательные мероприятия. А еще каждый квартал на районном уровне заседает межведомственный совет по питанию. В нем участвуют представители образования, торговли и санэпидслужбы района. В этот совет тоже входят представители родительских комитетов учреждений образования.
Правда, в некоторых школах все это работает, но не везде, признают практики. В школах особо не хотят заниматься питанием, мол, мы должны учить, а не кормить.
Если детям не нравится меню, родитель может обратиться к директору или завучу школы. Нет реакции? Тогда с обращением в управление образования райисполкома. А вот если не устраивает гигиена в столовой - в санстанцию (центр гигиены и эпидемиологии).
Кто контролирует?
В первую очередь, школы должны сами контролировать питание в своих столовых. "Никакие внешние проверки не наведут порядок, - говорит Алла Малахова. Прежде всего, за всем должен следить дежурный учитель: посмотреть закладку продуктов, в перчатках ли раздается пища, как хранится провиант. Но, несмотря на разработанные эпидемиологами памятки, чаще всего в технологию хранения и приготовления съестного учителя не вмешиваются.
На следующем этапе, школа или управление образования заключают договор на проверку с аккредитованными лабораториями. Те не реже одного раза в два месяца (после вспышки в Лунинце были доведены типовые схемы производственно-лабораторного контроля) проверяют, достаточно ли в кашу положили масла, какая она на вкус и вид, а еще на бактерии (показатель безопасности).
Сами же пищеблоки госсаннадзор планово проверяет 1 раз в год. И еще ежегодно - внепланово, в начале учебного года. Это кажется, конечно, странным. Потому что в школах часто знают, когда нагрянет "внеплановый" контроль и уж точно к нему подготовятся. Но в Центре гигиены такой порядок считают оправданным. "Мы стараемся провести проверки в начале учебного года, потому что идет формирование работы пищеблоков, меняются работники. Лучше наладить работу сразу, а не хвататься в течение года", - говорит Алла Малахова.
Но 2 проверки в год - не предел. Если необходимо, еще проводят проверки или мониторинг.
"Посмотреть школьный пищеблок получается 3-4 раза за год, - говорит Алла Малахова, - И этого достаточно".
Но сколько проверок ни проводи, отмечает эксперт, пока школа сама не возьмется за "питательный" вопрос, ничего не будет. Поэтому внеплановые проверки выявляют нарушения у 60-65% столовых. Добрая половина нарушений касается уборки, личной гигиены сотрудников и так далее.
Кстати, 1508 должностных лиц в 2012 году получили штрафы за нарушения - в среднем на душу пришлось более 400 тысяч рублей штрафа. 83 пищеблока закрывали для устранения недостатков.
Как видим, проблем у школьных столовых много. Не в последнюю очередь это связано и с зарплатой поваров. "Держались бы люди за свое место - был бы ток", - вздыхают в школах.
"Сколько нарушений выявила бы строгая проверка у вас дома?"
Вместе с тем, отмечают специалисты, еще никогда санэпидемслужбам не приходилось сталкиваться с намеренным сбытом некачественной продукции через школы.
"В магазине люди кладут картошку в сетке и пакет молока в одну корзину. Я как вижу, меня берет страх, - возмущается Алла Малахова, - Так что, прежде чем выработать предубеждение к школьным столовым, подумайте, сколько вы сами дома храните продукты, на сколько дней готовите еду? И сколько нарушений выявила бы строгая проверка у вас дома?"
Заболеваемость детей острыми кишечными инфекциями за 8 месяцев 2013 года увеличилась на 7,5%. "И дети, которые заболели в результате вспышки - это мизерная доля от всех заболевших".
Можно предположить, что каждая вспышка влечет за собой отказ родителей от питания ребенка в школьных столовых. Но поступать так - делать хуже своему ребенку, считают наши специалисты, которые убеждены, что в целом питание в наших столовых - качественное, детям всегда дают свежеприготовленную пищу. А родителям лучше просто активнее участвовать в "хлебных" вопросах в учреждениях образования.