Шмалленберг будет покруче африканской чумы?
К новому заболеванию, как свидетельствуют источники ветеринарной медицины, восприимчив крупный рогатый скот, а также овцы и козы. Инкубационный период вируса длится 1—5 дней. Клинические признаки (снижение удоев, диарея, лихорадка) проходят у крупного рогатого скота через несколько суток. У овец и коз они иногда и вовсе отсутствуют. Взрослое стадо может быть поражено на 20—70 процентов.
У всех видов животных, восприимчивых к заболеванию, наблюдаются аборты и появление потомства с пороками развития: врожденными дефектами суставов, гидроцефалией, скручиванием шеи, сращиванием конечностей. Такое потомство, как правило, погибает сразу после рождения. Доля падежа варьируется от 20 до 50 процентов в стадах, зараженных вирусом. Непосредственными переносчиками его до недавнего времени считали лишь кровососущих насекомых. Последние выводы специалистов добавили еще два пути проникновения инфицированных возбудителей — от материнского организма в плод при внутриутробном развитии и через сперму.
Сведений о заболеваемости людей нет, хотя исследования, проведенные в Голландском национальном институте охраны здоровья и окружающей среды, возможность заражения человека не исключают.
Английские ученые считают, что широкому распространению вируса Шмалленберга способствовало глобальное изменение климата (потепление) в Европе, что привело к увеличению популяций мокрецов — мелких кровососущих двукрылых насекомых. Вирус сохраняется в слюнных железах их самок в течение 4—16 суток в зависимости от температуры окружающей среды и влажности. Выявлен он у мокрецов, отобранных на территории Дании, Норвегии, Нидерландов, Германии, Бельгии, Италии и Польши. Несколько исследователей считают, что вирус Шмалленберга передается при укусах других кровососущих, в том числе и комарами.
На данный момент против заболевания не разработано вакцины. Поскольку вирус новый и малоизученный, нужно время для проведения соответствующих исследований, чтобы определить, какие меры контроля должны применяться. На создание иммунного лекарства против данного вирусного заболевания, по мнению ряда зарубежных экспертов, потребуется несколько лет. Российские ученые пока разработали лишь тест-систему на вирус Шмалленберга, которая позволяет выявить его РНК в клиническом и патологическом материале в течение 3 часов.
Вновь классифицированный вирус стремительно распространяется по странам Европейского союза. Ветеринарные службы этих государств работают с разной степенью эффективности. Нерешенными остаются вопросы о принятии мер по купированию заболевания, проведению предохранительных ветеринарных мероприятий. О выбраковке или убое больных животных в отдельных странах пока не идет даже и речи. Ведомства занимают выжидательную позицию, в то время как эксперты прогнозируют возникновение новых вспышек заболевания. Настораживает и тот факт, что страны, на территории которых впервые зарегистрирован вирус, не обязаны подавать официальные отчеты о его вспышках.
Поэтому для Беларуси Шмалленберг может стать не только поводом для принятия строгих мер, но и очередной проверкой на прочность всей ветеринарной системы, как это случилось с африканской чумой свиней. Ситуация, сложившаяся в Австрии, наглядно доказала, что любые послабления влекут за собой гигантские убытки. Там в течение нескольких недель болезнью Шмалленберга заболело более 90 процентов поголовья жвачных животных. Причем их поставляли и в страны СНГ. Изучение серотипов вируса привело австрийских ученых к плачевным предположениям. Скорее всего, болезнь была занесена из Австралии или Новой Зеландии. Такие последствия торговой глобализации предполагают ответные действия со стороны белорусских ветеринарных служб. Особое внимание они должны уделить тем сельхозорганизациям, которые закупают скот в странах ЕС, а также хозяйствам, где регистрируется патология плодов животных.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»