Командировка на Бали

Источник материала:  
ЧТОБЫ посетить один из самых популярных тихоокеанских курортов мира — индонезийский остров Бали, его храмы и экзотические достопримечательности, бе-лорусскому туристу придется выложить не менее 2,5 тысячи долларов. А можно побывать в Бали, что называется, дешево и сердито, отправившись в Щучинский район. Там близ трассы Минск—Гродно уютно расположилась деревушка с не-обычным названием. Селение Бали (ударение в названии ставится на последний слог), которое от-считывает уже пятый век своей истории, действительно чем-то напоминает остров: несколько дворов и хутор. От цивилизации и оживленного шоссе, на котором стоит знак-указатель с названием деревни, будто бы спряталось. Здесь нет магазина, до-рога грунтовая. Да и на нее живущие ныне балийки (три бабушки) не жалуются, мол, много ходить в старости — это и так большая роскошь.

Автолавка для троих

Первым, если идти от трассы, с торца дороги виднеется дом супругов Шиминых. Мне сразу везет — знакомлюсь с хозяйкой усадьбы Зинаидой Николаевной. Она как раз занята на приусадебном участке: копает картошку.

— Это «дакопкі» уже. Благо «бульба» в этом сезоне уродилась хорошая, — со знанием дела уточняет Зинаида Николаевна. Хата в Бали — отчий дом ее мужа Генриха Витольдовича. Сейчас супруги живут в Щучине, а в деревню приезжают как на дачу. — Наверное, заинтригованы необычным названием? Да вы не одна такая! Здесь на перекрестке очень часто останавливаются машины. Туристы, в основном молодежь, выбегают, фотографируются под указателем «Балі» и уезжают. Больше, пожалуй, ничего диковинного здесь нет.

Размеренно и тихо течет жизнь в белорусской деревне Бали. Улица здесь всего одна. Еще лет десять назад в ее начале стоял магазин, о котором часто вспоминают пенсионерки Анна Кахнович, Мария Шиманович и Мария Чещевик (живет на хуторе). Бабушек исторические и географические параллели их Бали с тихоокеанским курортом мало интересуют. И немудрено: обладательницы постоянной прописки в этой деревушке — женщины преклонного возраста. Куда более важны для них другие насущные проблемы: добраться при надобности в Демброво в амбулаторию, вовремя получить пенсию и корреспонденцию от почтальонки, основательно закупиться на недельку в автолавке.

— Я называю ее «автолавка для троих». Она привозит престарелым жительницам товары на любой запрос и вкус. Обязательно хлеб, молоко, кое-какие промтовары. Приезжает автолавка исправно — два раза в неделю на «пятачок» в центре деревни. Эти дни для бабушек — еще одна возможность увидеться, пообщаться: все они одиноко проживающие, — предваряет мое знакомство с балийками дачница Зинаида Шимина. — Знаете, я как-то раньше не могла понять: почему они не едут жить к детям в города? Теперь все ясно: непреодолима у них тяга к земле, благодарны они ей, кормилице своей. Я сама, кажется, становлюсь похожей на наших бабушек: ни за что дачу в Бали не продам. Земля — это земля.

Мобильный подарил зять,  с сыном приехал внук…

Усадьба Шиминых соседствует с двором самой молодой жительницей Бали — Анной Кахнович. 69-летняя Анна Михайловна — коренная балийка. Родилась, выросла, здесь и ныне коротает свой век. В одиночестве живет в деревне уже 13 лет, как умер супруг Иван Иванович. Анна Михайловна с ностальгией вспоминает то время, когда Кахновичи держали у себя на подворье большое хозяйство. Сейчас пенсионерка сама управляется с курами, утками, кроликами, держит две козы, выращивает картофель, овощи для себя.

— Это мой родительский дом. Если не ошибаюсь, построен в 1926 году, уже в наше время был обшит вагонкой, окрашен, — рассказывает Анна Михайловна. — Каждое лето дом, к моей большой радости, «оккупируют» внуки — их у меня восемь. Слава Богу, что не только не забывают в гости приезжать, но и остаются пожить. Такие визиты я называю сеансами оздоровления. Ведь в городах дети все возле компьютера, на асфальте, а в Бали — свежий воздух, тишина, свойские какие-никакие продукты. Для малышей и качели есть.

Анна Михайловна работала в торговле и в сельском хозяйстве. Сейчас бабушку Аню начало сильно подводить здоровье: сила в ногах уже не та. Поэтому проблемой для престарелой женщины остается посещение Дембровской амбулатории. Прямого общественного транспорта в агрогородок, где располагается медучреждение, нет. Нужно бабушке идти пешком два километра до близлежащих Евлашей, а там садиться на автобус.

— Вот и выбираю дни, когда лучше себя чувствую, чтобы поехать в Демброво, — говорит Анна Михайловна. — А если совсем худо, приходится звонить дочери в Щучин, чтобы та помогла. Кстати, мне же зять мобильный телефон подарил, а внучка Настя — ей десять лет — научила им пользоваться. У меня есть быстрый набор в Щучин, Столбцы и Гродно — там живут мои дети, — поэтому дозвониться не составляет труда.

— А в гости друг к другу у балиек принято часто ходить? — интересуюсь у Анны Михайловны.

— Как придется, когда есть силы, тогда и ходим. Хуторянка Мария Чещевик — моя кума, ей уже 77-й год идет. Мария Шиманович живет совсем близко от меня, напротив через дорогу. Чаще я своих односельчанок наведываю: самая молодая же, — смеется Анна Михайловна и приглашает заглянуть в гости к соседке, что поближе.

Дом Марии Шиманович — самый заметный и красивый в Бали: каменный, украшенный мини-мозаикой. Мария Гавриловна ждет в гости своего сына Виктора, который несколько раз в неделю проведывает пенсионерку, помогает. Разговоры сельчанки ведут о своем деле, хозяйском. Мария Гавриловна, например, выращивает 25 кур. Соседки вспоминают то время, когда в Бали жило больше людей: человек 40—50, были дети, молодежь. К слову, все женщины в деревне умели прясть, вышивать, ткать. И сегодня в каждом доме на кроватях тканые ковры и дорожки, а в шкафах стопки одеял ручной работы.

— А кому они сейчас нужны? — вздыхает Мария Гавриловна. Бабушки взгрустнули и замолчали.

Затянувшуюся паузу прервал гул автомобильного мотора: к Марии Гавриловне приехали сын Виктор и пятилетний внук Максим. Эти встречи столь долгожданны, что пенсионерки не сдерживают слез…

Легенды и мифы «вёскі-вострава»

Доподлинные исторические данные о Бали датируются 1588 годом, когда некий Тимофей Андреевич Акол продал деревню Тимофею Багушевичу Кохану. Некоторые местные жители из окружных деревень складывают об истории создания деревни с необычным названием целые легенды. Имеется несколько версий. Например, одна из моих собеседниц уверена, что название деревни произошло от укреплений в виде балок, которыми оборонялись несколько веков назад во времена лихолетья. Еще одна легенда — селение Бали, где жили крестьяне, принадлежало одному известному магнату (Бали владели Радзивиллы. — Прим. авт.). Шляхтич любил устраивать охоту, а после того, как трофей был на руках, он с командой устраивал грандиозные балы. Так и назвали село на белорусский манер — «балі».

Еще одно обоснование — научное. Название Бали имеет балтское происхождение и означает «верховое болото». Некогда здесь была болотистая местность, где собирали клюкву. Люди стали селиться в этих местах как минимум в XVI веке. По словам историка Игоря Трусова, это следует из того факта, что дома расположены торцами. Следуя королевскому указу, приходил землемер и нарезал узкие длинные участки (увалоки) так, чтобы сформировать улицу.

Впрочем, местный краевед Нина Карпейчик (из деревни Демброво) убеждена: название Бали произошло от древнего слова «балий», что обозначает «знахарь», «шептун». Это старорусское слово, поэтому с течением времени последний звук отпал — и получилось Бали. Местные жители, кстати, вспоминают рассказы старожилов, когда в деревню отовсюду съезжались разные люди и искали здесь знахарей.

Чтобы Бали не были на мели

Проблемы бабушек Бали помогают решить в большей части, конечно, собственные дети. Но сельский Совет и СПК «Демброво» при надобности не остаются в стороне. Нужно с дровами помочь, обкосить двор, починить проводку или печь отремонтировать…

— С такими просьбами к нам чаще всего и обращаются пенсионеры. Бали в нашем сельском Совете не самая отдаленная деревня — 12 километров. Если есть возможность, всегда помогаем, — комментирует председатель сельского Совета Михаил Жогло. — В 37 населенных пунктах нашего сельсовета проживает более полуторы тысяч человек, из них 381 — одиноко проживающие. Желающие пенсионеры могу воспользоваться услугами социальных работников.

Самая современная деревня в сельском Совете центральная — Демброво. Там есть средняя школа-детский сад, магазин, церковь и костел, амбулатория, кафе, библиотека. За время придания деревне статуса агрогородка здесь выросло 24 новеньких коттеджа для специалистов СПК «Демброво». Его роль, к слову, далеко не последняя в совершенствовании инфраструктуры центра. На благоустройство и социальные акции хозяйство выделило в этом году более 500 миллионов рублей. За свой счет сельхозпредприятие отправляет на отдых детей работников СПК в лагеря «Вясёлка» и «Космодром». Забота о пенсионерах — по 200 килограммов картофеля каждому одинокому старику, участникам Великой Отечественной войны и инвалидам 1-й группы. Овощами помогает хозяйство детскому саду и больнице сестринского ухода. Не остается в стороне СПК, если речь идет о выделении сельскому Совету не только финансов, но и техники (к примеру, чтобы обустроить кладбища).

Да, сегодня грань между деревней нового типа и городом постепенно стирается, если, конечно, закрыть глаза на увядающие Бали. И все-таки агрогородку нужен беби бум: в этом году на место 12 выпускников в школу пришли лишь 7 первоклассников. Пока опасений у педагогов Демброво такая ситуация не вызывает, но хотелось бы больше — в средней школе учатся 99 детей, в детском саду — 14. Чего не хватает сельчанам — пожалуй, спорт-клуба или бассейна. Благо эти прелести здорового образа жизни можно найти в Василишках. В местный бассейн СПК «Демброво» для своих сотрудников (а их 349 работников) всегда готово приобрести абонементы. Главное, чтобы тяга была к здоровому образу жизни, да и чтобы времени у занятых сельчан на это хватало…

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

←Лук, картошка и сало – в лукошко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика