Ловкость рук и – никакой безопасности?..
— А что делать? — разводит руками один из моих знакомых Станислав. — В автомагазине за покупку запчастей пришлось отдать почти миллион рублей. А тут через ребят я нашел одного ремонтника, который согласился заменить старые детали на новые за 20 долларов. В автосервисе такая услуга обойдется в несколько раз дороже, да и там нужно выстоять очередь. Клиентов — хоть отбавляй.
К ремонтнику, работающему на себя в небольшом гараже, очередь, как правило, тоже есть, но она значительно меньше. О времени приезда можно договориться по мобильному телефону, подождать от силы полчаса, и замену деталей произведут. За умеренную цену. Правда, гарантировать, что после такого «лечения» в том же самом месте что-нибудь не сломается опять, никто не может. Купил, к примеру, автовладелец в магазине или на авторынке запчасть, а какой-то комплектующей — маленькой прокладки — в ней нет. В автосервисе обязательно найдут новую, за что придется немного доплатить. В гараже «мастер» выбьет эту прокладку из старой запчасти и установит на новую. Сам не раз видел, как ловко это делается. И пару недель машина ходит. Потом начинаются проблемы.
Минувшей зимой один автовладелец в Бресте обратился к гаражному специалисту. Тот что-то не так подлатал, не там присоединил — через несколько дней автомобиль загорелся прямо на дороге. Проводка расплавилась и замкнула. С помощью своего огнетушителя потушить пламя не удалось. Хорошо, что водитель ехавшего навстречу грузовика пришел на выручку. Автомобиль удалось спасти, правда, ремонт обошелся очень дорого. И делал его хозяин в автосервисе, который рекомендовали опытные специалисты.
Таких примеров множество. Как и гаражей, где оказываются услуги сомнительного качества. Достаточно пройтись по территории практически любого гаражного кооператива в Бресте, Кобрине, Барановичах и других городах или проехаться в пригородных поездах вдоль нескончаемых рядов гаражей. И точки, у которых машины в ожидании ремонта выстраиваются в ряд, можно без проблем обнаружить. Думается, что на сегодняшний день их деятельность вряд ли легализована.
Конечно, если в ремонте автомобиля сосед помогает соседу, даст полезный совет или подгонит имеющуюся в запасе деталь, тут никакой речи нельзя вести о сервисных услугах, получаемой прибыли и т. д. Но возле таких гаражей по 5—10 автомобилей за раз не скапливается.
В инспекции по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области нам рассказали, что за прошедший период текущего года в регионе выявлено 43 факта незаконного оказания физическими лицами услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. 10 человек за допущенные нарушения привлечены к административной ответственности, официальное предупреждение вынесено 33 гражданам.
— Последняя из мер применяется нашими сотрудниками к тем, кто в течение года нарушает установленные законодательством нормы впервые, — пояснил начальник управления инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области Дмитрий Мартиновский. — Если нарушение выявляется вторично, наступает административная ответственность. Материалы направляются в суд, решается вопрос об изъятии инструментов, с помощью которых оказываются услуги по ремонту или техобслуживанию.
В любом случае, доказать, что нарушение законодательства имело место, очень сложно. Ведь владельцы гаражей говорят, что они якобы ремонтируют технику бесплатно — знакомым, друзьям, родственникам. С вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь № 432, который недавно подписан главой государства, порядка в этой сфере должно стать больше.
Александр КУРЕЦ, «БН»