Победный круг
За что хоккеисты полюбили белорусскую арену и какие нам нужны кинотеатры?
За создание многопрофильного культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена” авторский коллектив в составе Валерия Куцко, Владимира Будаева и Анатолия Шабалина был отмечен Государственной премией. Корреспондент “НГ” встретилась с главным архитектором проектов архитектурно-конструкторской мастерской РУП “Институт Белгоспроект” Валерием Куцко, чтобы поздравить его с профессиональной победой, а также расспросить об архитектурных пристрастиях и текущих планах.
Оптимально и эстетично
— В Беларуси возводятся знаковые и грандиозные объекты. Почему они нужны стране? — интересуюсь у Валерия Куцко.
— Тут надо исходить не из количества населения и размера территории, нужно учитывать возможности и потребности страны. Возьмем в качестве примера возведение больших арен. В Литве, значительно уступающей по количеству населения Беларуси, тринадцать лет назад в Вильнюсе была построена “Сименс-Арена” вместимостью 11—12 тысяч зрителей. А недавно в Каунасе возвели “Жальгирис-Арену” вместимостью более 15 тысяч человек.
— За сравнительно короткое время архитекторы и строители смогли освоить новые материалы, технологии, предлагают свои оригинальные решения. Можно ли сказать, что в данной сфере наблюдается существенный прогресс?
— Безусловно, раньше мы и мечтать не могли о таких решениях, которые сейчас возможны. Теперь ограничений у архитекторов в формотворчестве нет. Например, на “Минск-Арене” мы применили покрытие, которое можно увидеть на немногих мировых аренах. Вместо ферм мы использовали вантовую систему, которую наши инженеры признали наиболее оптимальной.
Перед тем как вплотную заняться проектированием “Минск-Арены”, архитектор побывал в России, Германии, изучил польскую арену “Сподек” в Катовицах. “Несмотря на то, что каждая арена уникальная и функциональная, технологическая начинка у всех практически одинаковая, — отмечает собеседник. — В строительстве принимали участие известные архитекторы, а также зарубежные фирмы”.
“Минск-Арена” и правда впечатляет как своим размахом, так и необычайной компактностью. Комплекс, в целом рассчитанный на двадцать тысяч человек, разместился на площади всего шестнадцать гектаров.
Когда я попыталась выяснить, от какого образа отталкивался архитектор, проектируя грандиозную арену, то мне был дан прозаичный ответ, что форма здания сложилась исходя из его функциональности. “Арена может быть круглой или эллипсовидной, — объясняет Валерий Куцко. — Круглую форму нам продиктовал сам градостроительный участок, ведь надо было еще разместить конькобежный стадион, велодром и парковки”.
В прошлом году белорусская арена в рейтинге КХЛ заняла первое место по посещаемости. “Сейчас в континентальной хоккейной лиге начал играть чешский клуб “Лев”, и отдельные игры стали проходить на пражской “O2 Арене” вместимостью 17 тысяч зрителей, — поделился информацией собеседник. — Поэтому наша арена по итогам нынешнего года скорее всего займет вторую позицию”.
Новые высоты
Любимый стиль в архитектуре Валерия Куцко — хай-тек. Это когда здание собирают, практически без “мокрых процессов”, из готовых заводских изделий, как машину или конструктор. Пока в Беларуси так высокотехнологично собирали только отдельные элементы зданий. Например, внешние стены “Минск-Арены”, которые состоят из сэндвич-панелей.
Архитектору, пожалуй, как и любому минчанину, хочется, чтобы в городе строилось побольше индивидуальных жилых домов, а также чтобы новая высотная застройка не внедрялась в историческую часть города. “У нас есть много мест, где можно разместить здания повышенной этажности, — рассуждает Валерий Борисович. — Например, в Париже высотная застройка в основном сосредоточена в новом общественно-жилом районе Дефанс. Наша гигантская по меркам страны столица, в которой живет почти двадцать процентов всего населения, тоже будет расти ввысь, это неизбежно”.
Кинозал-ресторан
— По каким элементам можно узнать ваши работы? — выясняю я у архитектора.
— Здания практически не похожи друг на друга, поскольку все они разного функционального назначения. Вот если бы я строил только жилые дома или больницы, то какие-то решения повторялись бы. Например, сейчас коллектив нашей архитектурно-конструкторской мастерской проектирует большой комплекс Института пограничной службы в поселке Ждановичи Минского района и занимается подготовкой рабочей документации по кинотеатру “Авангард”.
К слову, мой собеседник хорошо знаком с технологией строительства кинотеатров, поскольку его детищем является кинотеатр “Беларусь” в Минске. Со следующего года в столичном микрорайоне Грушевка начнется возведение мультиплекса “Авангард”. “Заказчик очень трепетно к этому месту относится, поскольку рядом провели метро, отстраивается жилой район, — отмечает зодчий. — Сейчас рентабельны только многозальные кинотеатры, потому что в них выше оборачиваемость. В “Авангарде” суммарная вместимость четырех залов — восемьсот мест. В одном из залов у нас будет демонстрироваться новомодное 5D-кино, также предполагается открыть единственный в Беларуси зал, где можно будет во время сеанса принимать пищу. Также знаю, что небольшие кинозалы планируется строить в крупных торговых центрах”.