Литовская сторона недовольна местом и временем проведения слушаний по Островецкой АЭС
Слушания в Островце по белорусской атомной станции для литовской общественности по отчету об Оценке воздействия на окружающую среду проекта Белорусской АЭС не соответствуют принципам конвенции Эспоо. Такое мнение интернет-газете Naviny.by высказали юрист международной общественной организации Европейскийский «Экофорум», автор «Практического руководства для граждан и НГО» по конвенции Эспоо Андрей Андрусевич и директор департамента по предотвращению загрязнения окружающей среды Министерства окружающей среды Литвы Виталюс Ауглюс.
Слушания для литовских граждан должны проводиться в Литве
Виталюс Ауглюс считает, что в соответствии с принципами конвенции Эспоо, слушания по Островецкой АЭС для литовской общественности должны проводиться в Литве. «Общественные слушания должны проходить в затрагиваемых странах, то есть, находящихся под риском этого строительства», — заявил он.
По мнению Андрея Андрусевича, традиции применения конвенции Эспоо таковы: общественные слушания проводятся в соседних странах и именно на затрагиваемых территориях. Другими словами, для литовской общественности следует организовать такое мероприятие вместе с литовским Министерством окружающей среды на территории Литвы. «Вильнюс является таким местом, где для литовских граждан в соответствии с конвенцией Эспоо было бы желательно проводить общественные слушания по отчету ОВОС проекта Белорусской АЭС, так как там проживает более 500 тысяч жителей, и этот город находится менее, чем в 50 километрах от строящейся Островецкой АЭС», — поясняет Андрусевич. Организация слушаний в Вильнюсе, как считает эксперт, дала бы возможность участия большему количеству литовцев, в том числе, заинтересованной экологической общественности.
По словам Виталюса Ауглюса, с 2010 года Литва неоднократно предлагала Беларуси провести повторно слушания по отчету об ОВОС проекта Белорусской АЭС в Вильнюсе. «Однако тогда белорусская сторона заявляла, что слушания в Вильнюсе уже были и других не будет», — говорит он.
Эта ситуация изменилась после того, как Комитет по осуществлению конвенции Эспоо весной этого года принял решение о том, что Беларусь нарушила положения Конвенции при строительстве АЭС, в том числе, при проведении слушаний в Вильнюсе в 2010 году, и дал ей рекомендации по исправлению этих нарушений. «Теперь белорусская сторона делает какое-то мероприятие без предоставления первичной информации литовской стороне, — говорит Ауглюс. — Я думаю, что это совсем неприемлемо для литовской стороны и это было высказано Беларуси в ноте МИДа Литвы».
Однако официальный Минск заявляет, что слушания для литовцев в Островце организованы именно для исполнения рекомендаций комитета Эспоо. «Как к этому отнесется комитет по осуществлению Эспоо? Как можно отнестись к слушаниям для нескольких человек с литовскими паспортами? Это не соответствует Конвенции», — считает Ауглюс.
Общественные слушания нужно согласовывать с затрагиваемой стороной
«Беларусь сама назначила даты слушаний без какого-либо диалога с Литвой, — говорит Виталюс Ауглюс. – Но, в соответствии с конвенцией Эспоо, это мероприятие следовало бы проводить совместно, согласовав формат, место и время».
По мнению Андрея Андрусевича, диалог сторон играет большое значение для подготовки и проведения общественных слушаний по конвенции Эспоо, так как позволяет согласовать время их проведения: «Дата слушаний не должна совпадать со временем отпусков или национальными праздниками, и общественность должна иметь возможность подготовиться».
К слову, именно август – традиционное время отпусков в Литве.
Литовская общественность будет ограничена в доступе на Островецкие слушания
Оба эксперта подчеркивают, что организация слушаний в Информационном центре АЭС в белорусском Островце создает ряд дополнительных препятствий для литовской общественности.
Это очереди на границе в пункте пропуска Каменный Лог, ограниченное количество свободных мест в автобусах, и малая вместимость зала Информационного центра АЭС — не более 50 человек, в то время как в 30-километровой зоне Островецкой АЭС проживает на порядок большее количество литовских граждан.
Напомним, Беларусь уведомила Литву о намерении строить АЭС в 2008 году. В марте 2010 года в Вильнюсе прошли общественные слушания по вопросу строительства Белорусской АЭС, а в июне того же года в Минске состоялись двусторонние консультации по отчету об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) АЭС, но литовская сторона осталась не удовлетворена их исходом.
В середине июля нынешнего года посольство Беларуси в Литве объявило о проведении 17 августа в Островце слушаний по обсуждению ОВОС будущей АЭС с участием белорусских специалистов и представителей литовской общественности в соответствии с рекомендациями комитета по исполнению Конвенции Эспоо. Однако представители Литвы заявили, что дискуссия по отчету состояться не может, так как согласно этой конвенции подобные публичные прения могут проводиться лишь тогда, когда с документами полностью ознакомятся эксперты заинтересованных сторон.
Белорусская сторона, в свою очередь, обвиняет Литву в неготовности к конструктивному взаимодействию и утверждает, что предоставила литовцам исчерпывающие ответы на заданные ими вопросы.
13 августа министр по вопросам окружающей среды Литвы Валентинас Мазуронис заявил, что Беларусь пытается навязать литовской стороне «дискуссию немого с глухим».
Литовские общественные организации, в том числе экологические, приняли решение о бойкоте данных слушаний.
Татьяна ИВАНОВА