“Шашки”-невидимки
Как вывезти теневой извоз на легальный путь?
Несколько лет назад было серьезно ужесточено белорусское законодательство, регламентирующее таксомоторный бизнес. Однако пока говорить о полном решении проблемы «черных перевозчиков» не приходится, и во многом причина тому – правовой нигилизм, нередко наблюдаемый в нашем обществе. «Мы не отказываемся от услуг незарегистрированных частников, не проявляем свою гражданскую сознательность, хотя понимаем, что человек не платит налоги. Получается, что мы (те, кто работает) его официально содержим и потворствуем незаконной деятельности», – констатировала недавно депутат Палаты представителей Ольга Политико. Как покончить с таким потворством?
Нет повести печальнее на свете...
Предприимчивый бизнесмен из Мстиславля, назовем его гражданином Л., с 2010 года на своем личном автомобиле “Фольксваген транспортер” возил пассажиров в междугороднем и пригородном сообщении Могилев — Мстиславль, а также из деревни Ходосы в тот же райцентр и обратно. При этом он неоднократно попадал в поле зрения контролирующих органов. Мужчину предупреждали, штрафовали, но должных выводов он так и не сделал. Как-то в салоне его буса оказался сотрудник налоговой инспекции. Дальше все было предсказуемо: в Могилеве машину поджидала оперативная рейдовая группа транспортной инспекции, налоговиков и ГАИ. Инспектора, остановившего микроавтобус, водитель пытался убедить, что везет своих знакомых в Могилев. Тщетно. Шестой по счету протокол о незаконной предпринимательской деятельности стал роковым: решением хозяйственного суда Могилевской области правонарушитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в полтора миллиона рублей с конфискацией в доход государства автомобиля, оцененного в 110 миллионов...
Дорожные рецидивисты
— Некоторых из них ловят на незаконной предпринимательской деятельности уже по четвертому разу и более, — рассказала “Народной газете” начальник отдела оперативных контрольных мероприятий ИМНС по Могилевской области Татьяна Евдасьева. — И, судя по всему, это не предел. Нелегальные таксисты свято уверены в том, что заплатить один или два раза в год штраф куда выгоднее, чем отчислять ежемесячные налоги, нести дополнительные расходы по содержанию автомобиля и соблюдать все правила пассажирских перевозок. Есть и еще нюанс. Если нелегал зарегистрировался, это еще не означает, что он автоматически стал добросовестным налогоплательщиком. Действующим законодательством предусмотрен запрет на проведение любых проверок на протяжении двух лет с момента регистрации. И в нашей практике были случаи, когда выявлялись недобросовестные таксисты: налоги не платят, работают без таксометров, страховки и предрейсовых осмотров. Но санкций к таким перевозчикам не применишь: с момента регистрации не прошло двух лет.
Между тем “теневые” извозчики, заинтересованные исключительно в прибыли, выбирают наиболее “хлебные” места. Их можно увидеть на авто- и железнодорожном вокзалах, где они назойливо предлагают свои услуги людям, не гнушаясь перехватывать пассажиров прямо у билетных касс. Некоторые предприимчивые нелегалы, чтобы не “светиться” у автовокзалов, меняют дислокацию: скажем, на стоянки крупных торговых центров.
Их адрес — Советский Союз
Истоки этого явления своими корнями уходят в советские времена. Словосочетание “нетрудовые доходы” хорошо знакомо тем, кто родился и вырос в СССР. В те годы этот термин понимался очень широко и использовался для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству. А потому в Советском Союзе боролись и с частным извозом. Подвозить бесплатно на своей машине — извольте, а за деньги — создаете конкуренцию государству. Регулярно устраивались проверки, и переодетые сотрудники ОБХСС ловили частника, просили подвезти, а в конце поездки протягивали деньги. Если водитель брал денежные купюры — все, попался, лишение свободы обеспечено: до трех лет с конфискацией имущества.
Однако во времена горбачевской перестройки удар был нанесен уже по бизнесу легального такси. Антипредпринимательские статьи из УК были изъяты, в стране воцарился принцип “разрешено все, что не запрещено”. Одновременно большинство таксопарков перестали выполнять свои функции, и эту нишу тут же заняли частники, хлынувшие на рынок транспортных услуг.
Белорусская “перезагрузка”
В нашей стране ситуация с индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере транспортных услуг, сегодня претерпевает значительные перемены. Возросли требования по обеспечению порядка и безопасности пассажирских перевозок, и в первую очередь это связано с проведением в следующем году чемпионата мира по хоккею. “Многие иностранцы будут пользоваться услугами такси. Но их качество в столице не соответствует зарубежным стандартам, — констатирует начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Коровайкин. — Нужно объединить усилия всех заинтересованных ведомств и добиться того, чтобы во время проведения чемпионата перевозки осуществлялись без обмана пассажиров, по показаниям таксометра, машины были в хорошем состоянии, а водители имели опрятный внешний вид”.
Однако сломать психологию любителей “халявы” непросто. “Налоговые органы постоянно проводят контрольные мероприятия, — говорит Татьяна Евдасьева. — Не прекращается сбор и анализ сведений в отношении таких лиц, изучаются места стоянок нелегальных перевозчиков, аккумулируется информация о номерных знаках и марках транспортных средств. Особое внимание уделяется точкам концентрации такси возле вокзалов и увеселительных заведений”.
Определенные результаты подобная тактика дает: в целом по стране число материалов по выявленным фактам нелегального извоза из года в год растет. Если за второе полугодие 2011 года в хозяйственные суды Беларуси поступило 158 дел, то в 2012-м — уже 451. Только за первое полугодие нынешнего года составлено 303 протокола, конфисковано автомобилей на 800 миллионов рублей. “Если человек попадается первый раз, то, как правило, хозяйственные суды налагают штраф, — поясняет судья Высшего хозяйственного суда Виктор Курило. — Максимальная величина — сто базовых величин, то есть 10 миллионов рублей на сегодня. Кроме того, КоАП предусматривает конфискацию дохода и самого транспортного средства, на котором оказываются услуги. Обращаю внимание, что может быть конфискован автомобиль, не только находящийся в собственности нарушителя. При этом если действительно будет конфискован автомобиль, который принадлежит не самому таксисту-нелегалу, то владелец может подать гражданский иск, чтобы взыскать с нарушителя стоимость машины”.
Усовершенствованный путь
Между тем для того, чтобы пополнить ряды законопослушных перевозчиков и работать легально на рынке пассажирских перевозок, нет никаких преград. Как поясняет заместитель начальника филиала “Транспортная инспекция” по Могилевской области Михаил Негипов, для получения лицензии необходим минимальный пакет документов: оплата госпошлины, законное основание для использования транспортного средства, соответствующего требованиям законодательства по тому виду деятельности, которым собираетесь заниматься. “Выдача лицензии происходит по заявительному принципу, причем процедура ее получения упрощена до минимума, — отмечает он. — Также можно не оформляться индивидуальным предпринимателем и не получать лицензию, а работать в фирме с юридическим адресом. В этом случае владелец сдает в аренду свое транспортное средство и сам же на нем работает водителем”.
Впрочем, и легальная работа таксистом имеет свои трудности. “Возьмем, к примеру, таксометры, — говорит легальный таксист Сергей. — С 1 июля мы должны были заменить старые ТАЭ-3Ф на новые БелТАКС, которые с большим трудом можно купить. А без них мы не имеем права работать. Как пояснили в РУП “Могилевторгтехника”, на их предприятие в месяц поступает лишь два-три таксометра, поэтому очередь расписана до октября. Получается, что из легальных перевозчиков мы автоматически превращаемся в нелегалов”.
В одном лишь Минске и столичном регионе легально работают около семи тысяч таксомоторов. При этом услугами легковых такси ежемесячно пользуются примерно 820 тысяч человек. В среднем приходится около четырех человек в день на одну машину — для рентабельности явно недостаточно. А если учесть “теневых” перевозчиков, которых по некоторым оценкам вдвое больше, нежели легальных таксистов, ситуация и вовсе оказывается непростой. И требует не только точечного реагирования, но и целого комплекса выверенных и решительный действий.
Я в шоферы пошел бы
Стоимость лицензии составляет восемь базовых величин — 800 тысяч рублей.
Сумма ежемесячного налога варьируется от 500 тысяч рублей для райцентра и 650 тысяч для областного центра, до 1 миллиона рублей в Минске.
Покупка таксометра БелТАКС обойдется примерно в 4 миллиона рублей.