На весь город – два унтер-брандмейстера и сорок восемь рядовых
С 1873 года, когда прекратили комплектование пожарных команд через Военное министерство, принимать на службу стали по вольному найму. Государство начало внедрять систему льгот. Издали правила, определявшие сроки службы, преимущества и обязанности, а также устанавливавшие моральные и материальные поощрения за длительную службу и самоотверженность при тушении пожаров. Уже в начале ХХ века пожарная служба твердо встала на ноги.
Примерно в это время в России открыли новое средство тушения огня — огнегасительную пену. Каска же впервые в качестве боевого элемента униформы появилась у пожарных команд Беларуси в 1850 году. Брандмейстерам выдавали бронзовую вызолоченную каску с высоким гребнем, чешуей и кокардой, в щите которой размещался герб губернии.
С образованием СССР появился новый ее тип: медная — для рядового и никелированная — для начальствующего состава. В 1961 году запущена в серийное производство новая металлическая пожарная каска, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны СССР.
В конце 1990-х в Беларуси разработаны и запущены в серийное производство два вида пожарных касок и пожарный шлем из материалов с огнеотталкивающими свойствами. Сегодня в подразделениях МЧС используются шлемы как отечественных, так и иностранных производителей.
Первый пожарный автомобиль появился в 1904 году — автолинейка, предназначенная для перевозки 10 бойцов и пожарных рукавов. Первый же пожарный автомобиль на советском шасси появился в СССР в 1928-м. А спустя 9 лет началось серийное производство спецтехники.
Сегодня в арсенале спасателей десятки разновидностей специальных автомобилей, отличающихся современной конструкцией, комплектацией и надежностью. При этом специалисты продолжают разрабатывать новые виды аварийно-спасательной техники, чтобы в кротчайшие сроки и с минимальными потерями ликвидировать последствия не только пожаров, но и техногенных аварий и стихийных бедствий.
Константин КОВАЛЕВ, «БН»