Знают и помнят потомки
В канун 9 Мая в Минском дворце детей и молодежи собрались двадцать свидетелей эпохи — тех, кто воевал на фронтах и в тылу, детей войны, блокадников. Повод для встречи серьезный — старт акции «Знают и помнят потомки: 70 лет Великой Победы». Ее цель — за два года, к 9 Мая 2015–го, создать интерактивный музей, который поможет навеки сохранить память о том, что пережили поколения, опаленные Великой Отечественной. В конвертах школьникам раздали пионерские поручения: собирать всевозможные свидетельства тех времен — фото, письма, открытки, воспоминания...
Полковник в отставке Владимир Борисенок вспоминает: когда услышал по радио, что началась война, в душе все оборвалось. Казалось, даже солнце в какой–то красной дымке. Детство тогда сразу закончилось, а ему на смену пришли боевые задания в партизанском отряде... «Немцы очень гордились своими овчарками, уж очень умные собаки. Но мой Шарик, дворняжка, ничем не уступал. Как–то гналась за мной овчарка, уже ни на что не надеялся. Но тут на помощь подоспел Шарик — и от овчарки только клочья полетели».
Историю Василия Артемова минские школьники слушали затаив дыхание. В 1943–м его чуть не сожгли в сарае вместе с жителями одной из деревень Гомельской области. Но в последний момент фашисты изменили планы и часть жителей села, в основном женщин, погнали впереди себя по дороге, чтобы «живым щитом» разминировать путь. Маме Василия повезло — она выжила. А через год семилетний мальчишка оказался среди узников концлагеря в Озаричах. «Мы лежали прямо в болоте, огороженном колючей проволокой, рядом с умершими. Еды не давали, только иногда, как собакам, бросали кусок хлеба». В этом же лагере оказался и Аркадий Шкуран. Сейчас ветеран уверен — да, на фронте были жестокие бои, но настоящей трагедией война стала для мирного населения: «Женщины и дети три года как могли выживали на оккупированной территории. Даже после освобождения приходилось тяжко: война откатилась на запад, а в тылу — холод, голод, болезни, лишения». Валентина Буйкевич, бывшая разведчица десантной разведывательной группы «Родные», со слезами на глазах рассказывает: из двенадцати мужчин ее семьи, воевавших с фашистами, выжили только пятеро, на момент победы им было от 12 до 18 лет...
Стоит ли удивляться, что многие дети войны связали свою жизнь с армией. Генерал–майор Николай Стрелецкий, которого война застала подростком, тоже сознательно выбрал военную карьеру. Служил в Баку, Москве, Ленинграде, судьба забросила в Египет и Вьетнам, где возглавлял центр подготовки войск. А капитан–лейтенанту Александру Шершавину было всего 15, когда в 1944–м он попал на Северный флот, и на много лет его местом службы стало море.
И это лишь немногие из страничек истории, которые сегодняшним пионерам еще предстоит заполнить. Но они уверены: ровно через 2 года, в очередной юбилей Победы, у нас появится еще один музей о войне — интерактивный музей народной памяти.
Советская Белоруссия №85 (24222). Пятница, 10 мая 2013 года.
Автор публикации: Ольга ПАСИЯК
Фото: Артур ПРУПАС