Новый велосезон: старые проблемы?
В минувшие выходные велосипедисты и байкеры открыли сезон в Бресте, а в предстоящий уик-энд из спячки торжественно выйдут и минские велолюбители.
Что еще будет?
К новому велосезону готовятся и столичные власти: районные администрации должны в недельный срок обследовать состояние городской велодорожки и привести ее в надлежащее состояние, пишет агентство «Минск-новости».
На прошедшем 15 апреля оперативном совещании в Мингорисполкоме обсуждалась необходимость отремонтировать асфальтобетонное покрытие дорожки, обновить разметку, покрасить металлические ограждения, проверить состояние знаков и других элементов ориентирования, очистить велодорожку от скопившегося за зиму мусора, укрепить склоны и устранить последствия смыва грунта возле спорткомплекса БГУ.
С началом велосезона в Минске откроется более 20 пунктов проката велосипедов, а стоимость проката составит 25-35 тыс. рублей за час.
Также городские власти планируют в этом году расширить сеть велопарковок: 120 оборудуют в Первомайском районе, 7 — в Октябрьском, около 100 — во Фрунзенском.
По заказу ГУВД Мингорисполкома, Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте разработала проектную документацию на сеть велодорожек протяженностью 100 км за счет адаптации существующей улично-дорожной сети к велодвижению. Районные администрации будут реализовывать проект в течение 2013 года.
Также предусмотрено благоустройство тротуаров под велодорожки на Партизанском проспекте, а также строительство участка велодорожки протяженностью 3 км на участке от ул. Якубова до ул. Маяковского и соединение его с городской велотрассой.
Как сообщил на совещании начальник управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома Алексей Прокопович, в связи с объявлением 2013-го Годом зеленого туризма управлением будут разработаны велосипедные экологические маршруты в зеленых зонах города.
«Открытие велосезона» состоится 21 апреля с 13:00 до 18:00 в парке имени 50-летия Октября (Долгобродская, 44).
Что уже есть?
Пока власти планируют сделать из Минска велосипедную столицу, сами велосипедисты лишь страдают и чертыхаются на высокие бордюры и слоняющихся пешеходов.
Как рассказал Naviny.by велосипедист Дмитрий, реализация амбициозных планов столичных властей зачастую «оставляет желать лучшего».
Существующая в Минске веломагистраль, по его словам, хороша для велопрогулок в выходные дни, но не годится для повседневного использования, т.к., во-первых, соединяет с центром жилые районы только в двух направлениях — Веснянки и Чижовки, и, во-вторых, обладает существенной извилистостью, а «в процессе поездки на работу в 8 утра вряд ли будешь задумываться о красивых пейзажах Свислочи, скорее о том, чтобы быстрее добраться до места назначения».
«Тут важно установить приоритет целей, — считает Дмитрий. — Если основная цель — выгулять людей на выходных, то все хорошо, а если все же снизить нагрузку на транспортную сеть и прививать людям желание повседневно использовать велосипед, то нужна сеть велодорожек вдоль основных магистралей».
Сети велодорожек, по его словам, в Минске нет, но есть разрозненные участки дорожек, нарисованных на тротуаре. «Поэтому целью должно быть не создание определенного количества километров велодорожек в том или ином районе, а создание сети», — отмечает велосипедист.
Второй основной проблемой любителей велосипедов являются высокие бордюры. По словам Дмитрия, высота большинства бордюров Минска на пересечении вело- и автотрафика не соответствует нормативам: «О каком удобстве передвижения может идти речь, если возле каждого заезда в жилую зону нужно покорять очередную высоту в виде бордюра».
Еще одна проблема — велопарковки, большинство из которых сегодня «представляют собой инструмент для выворачивания колес», говорит Дмитрий. По его словам, велосипед фиксируется на парковке посредством установки колеса в желоб, при этом под силой собственного веса или при порыве ветра велосипед может упасть и повредить обод колеса.
«Проблему краж велосипедов тоже никто не отменял. Существующая конструкция велопарковок не позволяет закрепить раму велосипеда специальным тросом для защиты от угона», — говорит велосипедист.
Кроме того, пешеходы зачастую игнорируют п. 4.5.1. Правил дорожного движения и активно ходят по велодорожкам. Да и суды не всегда принимают сторону велосипедистов. «По сути можно налететь на шального пешехода на велодорожке и оказаться виновным», — говорит Дмитрий.
Для решения основных проблем велосипедистов и мотивирования людей на повседневное использование велосипеда он предлагает, во-первых, создавать сеть велодорожек вдоль основных мест трафика. Во-вторых, привести в соответствие со стандартами дорожную инфраструктуру и снизить высоту бордюров. В-третьих, усовершенствовать стандарты создания дорожной инфраструктуры так, чтобы не создавать конфликтов между пешеходами, велосипедистами и автовладельцами. В-четвертых, сделать обозначения мест велотрафика понятными для восприятия пешеходами и автомобилистами.
В целом, по словам, Дмитрия, передвижение по городу на велосипеде помогает экономить и время (хоть и незначительно), и деньги. Однако это не единственный плюс велосипеда:
«В прошлом велосезоне в среднем три дня в неделю я ездил на работу на велосипеде. Время на то, чтобы добраться общественным транспортом (три остановки до метро и еще пять станций на метро), оказалось хоть и не на много, но больше, чем время в пути на велосипеде.
Многие отмечают нехороший запах от некоторых пассажиров общественного транспорта. К счастью, езда на велосипеде лишает такого «удовольствия». Куда приятнее ощущать ветер в волосах, чем запах подмышки перед носом.
Проехав 7-10 км на велосипеде куда приятнее и бодрее себя ощущаешь, чем проехав то же расстояние в присутствии граждан, на половине лиц которых написано «опять на эту грёбаную» работу.
Ну и банальные вещи: здоровый образ жизни, хорошая форма».
Дмитрий также развеял миф, о том, что, приехав на работу на велосипеде, человек обязательно «обливается потом». По его словам, утром воздух не жаркий, да и во время езды на велосипеде ветер обдувает все тело, поэтому во время поездки на работу он практически не потеет. Потеть человек начинает, когда приезжает на место назначения, и лучше просто постоять минут пять в теньке на улице, чтобы тело остыло, советует велосипедист.
Фото velobelarus.com
Анастасия СОЛОНОВИЧ