Лесное эхо

Источник материала:  

В чащобе бесполезно кричать «а–у»: далеко не слышно. Чем гуще лес, тем тише прозвучит эхо. В деревообрабатывающей отрасли, плотно поросшей системными проблемами, случилось наоборот. Скандал вокруг нее прозвучал громко, на всю страну, и отзывается до сих пор. Посещение Президентом нескольких мебельных фабрик, провальные итоги их модернизации, утрата зарубежных рынков, смена руководства концерна «Беллесбумпром», принятие Декрета № 9, посвященного кадровой политике на предприятиях... Повторяться не будем. Лишь заметим, что лесохозяйственная отрасль не только перерабатывает лес в пиломатериалы, но и выращивает его, и заготавливает, и продает. Как со всем этим?


В общем и целом как будто неплохо: программу развития своего хозяйства по итогам 2012 года Минлесхоз выполнил. Лесоразведение проведено на площади около 28 тысяч гектаров: 110 процентов к плану. Из молодняка в категорию ценных насаждений переведено тоже больше, чем намечено: 48,4 тыс. га: 112 процентов. И заготовлено леса больше (около 5 млн. кубометров), и даже лесных дорог построено 154 км, хотя предполагалось 100. Это зримый итог привлечения в отрасль инвестиций, которых поступило тоже немало: свыше 700 млрд. рублей, на 15 процентов больше задания.


Плохо, как нередко бывает, с деталями. Но отнюдь не мелкими. Лес, например, по–прежнему незаконно рубят. Только в пяти лесхозах (Сморгонском, Житковичском, Комаринском, Жлобинском и Пинском) госконтроль выявил 3,2 тысячи кубометров незаконно заготовленной древесины. Ущерб — более 600 млн. рублей. В одном лишь республиканском биологическом заказнике «Октябрьский», где все виды рубок вообще запрещены, леса вырубили на 358 млн. рублей. Несколько хозяйств — и миллиарда как не бывало! Узденский лесхоз заготовил 654 кубометра здоровой, полноценной древесины, но в документах провел ее как пораженную корневой гнилью...


Лесники тоже «химичат» с отчетностью. Например, имитируя свою бурную деятельность по защите насаждений, фальсифицируют привлечение граждан к ответственности за нарушение пожарной безопасности и загрязнение лесов. Только в отношении лесников возбуждено более 100 уголовных дел!


Дороги, бывает, строятся с превышением сметной стоимости, имущество используется плохо. Еще в 2011 году было введено в эксплуатацию административное здание Барбаровского лесничества в Мозырском опытном лесхозе. 600 млн. бюджетных средств на него потратили и... до сих пор не используют.


Не блещет и экономика. Просроченная задолженность организаций концерна «Беллесбумпром» (перед лесхозами, за отпущенную древесину) к началу года превысила 8 млрд. рублей. За реализованную в готовом виде — еще больше. Это, пожалуй, прошлые грехи. Их едва ли можно ставить в вину Александру Переславцеву, новому руководителю концерна. Но очень скоро отчитаться о своей работе предстоит и ему.


Лесом мы богаты, не обеднеем. Так, должно быть, продолжает рассуждать кое–кто из лесников и руководителей. Напомним, что отрасль остается в сфере внимания.


Еще несколько показательных цифр. Сельские читатели жалуются в редакцию на дороговизну дров. Между тем лесничества продают их по цене ниже себестоимости, на чем Минлесхоз теряет 30 млрд. рублей ежегодно. Но вот цифры, подсчитанные Комитетом госконтроля. За год сторонним организациям лесхозы продали 4,7 млн. кубометров древесины на корню. При реализации такого количества в заготовленном виде они получили бы 230 млрд. рублей дополнительной прибыли. В восемь раз больше, чем министерство теряет на дровах! А если бы не теряло — на этом и многом другом? Рискнем предположить, что тогда и печь протопить стоило бы крестьянину дешевле.

Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ

←В гармонии c собой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика