Цифровые наркотики: "страшилка" или реальная проблема?
Общество пока не может осознать: специально созданные компьютерные файлы могут изменять сознание ничуть не хуже, чем это делают запрещенные психотропные вещества. Тем временем «цифровые наркотики» получают все большее распространение в молодежной среде.
В «зоне умолчания»
Буквально на днях на проходившей в Минске конференции по компьютерной тематике от знакомого IT-специалиста я услышал: «Забавно: сегодня «облачные» технологии активно осваивают распространители цифровых наркотиков. Хотя в целом это закономерно: военные, торговцы порнографией и наркотиками всегда первыми осваивают новые технологии».
Эта реплика заставила меня вернуться к теме «цифровых наркотиков», которая в специализированной компьютерной прессе впервые возникла где-то в середине 2009 года. Тогда, правда, тема особого развития не получила. Возможно, потому что само понятие «цифровой наркотик» с трудом воспринимается обществом. С опийным маком или амфетаминами все понятно – это конкретные вещества, которые зависимые люди колят внутривенно или глотают в ночных клубах. Но как может быть наркотиком компьютерный файл?
В результате вокруг данного феномена образовалась настоящая «зона умолчания». Но непонимание общества отнюдь не мешает молодежи все активнее испытывать на себе новые средства изменения сознания. Вот, к примеру, про «веселящий газ» (закись азота, N2O) у нас тоже почти не говорили. А недавно в Беларуси «веселящий газ» решили запретить – вслед за Россией, где им начала слишком уж увлекаться молодежь на танцевальных вечеринках.
Но с «цифровыми наркотиками» все сложнее – ведь они не существуют в виде какого-то вещества, которое можно запретить, изъять…
Порождение технологий
Попробуем разобраться: о чем, собственно, идет разговор. Под «цифровыми наркотиками» – их еще иногда называют «цифровыми имитаторами наркотиков» – первоначально подразумевались особым образом сконструированные аудиофайлы, содержащие так называемые бинауральные ритмы. Бинауральные ритмы часто называют «музыкой», хотя на самом деле это эмбиентные звуки, задача которых – оказывать влияние на работу мозга. Считается, что правильно подобранные бинауральные ритмы изменяют сознание и вызывают эффекты, аналогичные наркотическим. Для обозначения таких звуков существует несколько сленговых терминов, например, «idozers» или «idosers» – по названию компьютерной программы I-Doser. Она, созданная в 2006 году, стала первым коммерчески используемым генератором «цифровых наркотиков».
Для восприятия бинауральных ритмов обязательно следует использовать наушники, причем достаточно качественные. Дело в том, что в каждое ухо должны поступать разные звуки. В мозге слушателя эти звуки складываются в нужную комбинацию с определенной частотой. Эта частота соответствует частотам мозговых волн. В любом учебнике по нейрофизиологии можно прочитать о давно известных мозговых альфа-волнах (мечты, фантазии – от 8 Гц до 13,9 Гц), бета-волнах (ритмы бодрствования – от 14 Гц до 35 Гц), тета-волнах («промежуточное» состояние – 4-7,9 Гц) и дельта-волнах (состояние сна, формирование подсознания – до 3,9 Гц). Бинауральные ритмы действительно могут влиять на все перечисленные волны – закон обратной связи пока еще никто не отменял. К тому же структура мозга подразумевает существование одновременно большого количества смешанных типов волн. Так что синхронизация волн мозга со звуком и влияет на психическое состояние.
На тематических форумах описывается самый различный эффект от «цифровых наркотиков». Кто-то утверждает, что они действительно действуют, причем очень сильно. Другие говорят о полном отсутствии эффекта или крайне слабом действии – примерно как с закрытыми глазами, расслабившись, слушать шум моря.
Бороться или переждать?
В Сети распространено мнение, что «цифровые наркотики» – это не более чем молодежная мода, которая пройдет сама собой. Но в России новую проблему восприняли всерьез. Еще в ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге местные депутаты приняли поправку к закону, которая запрещает распространять цифровые наркотики среди детей и подростков – около школ и ВУЗов. Поправка в отношении так называемых «айдозеров» была внесена в региональный закон «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет».
«На первых курсах вузов учащиеся еще не достигли 18 лет, а подготовительные занятия вообще посещают школьники. Таким образом, формально заведения, распространяющие такую продукцию вблизи образовательных учреждений, нарушают права детей», – сказал депутат Виктор Евтухов, один из авторов поправки.
«В мой адрес поступают многочисленные письма родителей, озабоченных тем, что их дети увлекаются прослушиванием звуковых записей с бинауральным эффектом, – говорит Виктор Евтухов. – По мнению родителей, дети после их прослушивания находятся в неадекватном состоянии».
Чтобы убедиться, насколько «цифровые наркотики» сегодня распространены в Беларуси, достаточно провести очень простой эксперимент. Заходим в любой отечественный поисковик (я использовал Open.by) и вводим в строке поиска «I-Doser скачать». Результат – сотни ссылок, по которым можно получить доступ к изменяющим сознание файлам.
Основной способ распространения файлов с бинауральными ритмами – через интернет-сайты, продающие их с оплатой по принципу «Отправь sms на номер ХХХХХ и мы вышлем тебе пароль для скачивания». Но, порывшись в Сети, вполне можно найти те же файлы в свободном доступе. Судя по статистике, наибольшей популярностью пользуются файлы, приводящие слушателя в состояние, близкое к эффекту от курения марихуаны. Предлагаются также звуки, которые производят эффект употребления ЛСД, кокаина или героина, алкоголя и даже ощущение оргазма.
Несложно понять, что на «цифровых наркотиках» сегодня вполне легально делаются немалые деньги – иначе просто не было бы обилия таких сайтов, как Gold-Nm.ru или iFolderLinks.
Мнения экспертов
Белорусские специалисты-наркологи, к которым автор статьи обратился за консультацией, отвечали примерно одно и то же: «Словосочетание слышали, но с конкретными пациентами не сталкивались. Так что без комментариев».
Прокомментировать, однако, смогли в России, где к «цифровым наркотикам» отнеслись с большей настороженностью.
«Конечно, действие «idosers» очень индивидуально. Это героин гарантированно вырубит любого, а «айдозер» – он у кого-то действительно «расширит сознание», а на кого-то не подействует вообще, – сказал БДГ врач-нарколог из Санкт-Петербурга Владимир Федотов. – Мне много раз приходилось видеть людей под действием «айдозеров», обычно это очень молодые люди, подростки, которых привозили запаниковавшие родители. То, что видел я, – это все признаки воздействия производных конопли, вот только анализы, конечно, ничего не показывают – биохимия чистая. Так что даже госпитализировать такого человека формально нельзя».
«Я пока не могу сказать, действительно ли «цифровые наркотики» вызывают привыкание аналогичное обычным наркотикам. Скорее, тут речь только о психологической зависимости. В конце концов, сходные технологии известны с древности, достаточно вспомнить африканские барабаны Ньябинги, вводящие в экстаз и дающие забвение, – говорит Владимир Федотов. – Проблема в другом. Сейчас бинауральные ритмы в компьютерных программах сочетают с видеорядом, воздействуя на мозг не только через слух, но и через зрение. Результатом такого, усиленного в разы, воздействия, может быть что угодно – от эпилепсии до тяжелых психических и умственных расстройств».