Электроника будущего
Система одного окна значительно облегчила жизнь рядовых граждан, избавив их от беготни по кабинетам учреждения. Однако дороги между ведомствами по-прежнему проторены множеством ходоков. А можно ли, не выходя из дома, решить вопрос с нотариусом, оформить кредит в банке, оплатить учебу и садик детей, одновременно заказав билеты на поезд, забронировав гостиницу для командировки и тур на отпуск? Не спешите скептически улыбаться, это отнюдь не фантастика. В Беларуси уже немало в этом направлении сделано: созданы учрежденческие кластеры и электронные приемные, в режиме онлайн можно заказать как билет на поезд или самолет, так и талон к врачу. Однако вскоре и невозможное станет возможным. В эти дни в Беларуси находится делегация экспертов из Республики Корея – представители компании Samsung SDS, Национального агентства информатизации Республики Корея (NIA) и Корейской корпорации сертификации информации (KICA). Почти двухнедельная работа этого «десанта» связана с намерением нашей страны совершить прорыв в сфере высоких технологий и не только сделать былью все вышеперечисленное, но и поставить социальную защиту своих граждан на качественно иной уровень. Это осуществимо с внедрением в наш быт совершенно нового явления – электронного правительства.
Что такое электронное правительство и как оно функционирует, журналист “Народной газеты” попросил рассказать Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Корея в Республике Беларусь господина КАН Вон Сика.
“Умное правительство”
— Господин посол, по оценкам ООН, Республика Корея в сфере создания электронного правительства занимает первое место в мире. Известно также, что компания Samsung SDS является одним из крупнейших поставщиков информационно-коммуникационных услуг и имеет собственные разработки и решения в построении системы электронного правительства. В связи с этим работа корейской делегации в Беларуси вполне оправданна. Но что такое само электронное правительство?
— Электронное правительство не означает лишь эффективное, посредством информационных технологий, государственное управление. Это совершенно новое явление — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора услуг гражданам, бизнесу, чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, зато максимально используются информационные технологии. Для сферы власти это система электронного документооборота, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны для повышения их эффективности. Для рядовых же граждан электронное правительство (ЭП) предполагает упрощение социальных коммуникаций для каждого конкретного члена общества. Если проводить аналогию со смартфонами (“умными телефонами”), то ЭП можно назвать “умным правительством”, параллельно решающим помимо своих непосредственных еще и множество сопутствующих задач.
— Что такая система дает на практике? Готовясь к нашей беседе, один пример я нашел: оформление документов на машину теперь в Корее выполняется в режиме онлайн, а будущие социальные выплаты роженице просчитываются задолго до родов. Какие еще факты говорят о перспективности электронного правительства для рядовых граждан?
— Прежде всего — обеспечение высокого уровня социальной защиты. Прежняя, традиционная, форма соцзащиты предполагала в некоторой степени усредненность, широкий общественный охват. И работала она зачастую по факту: человек сперва начинает нуждаться в соцподдержке, затем обращается в соответствующие органы власти, которые потом рассматривают его обращение. Новая же форма позволяет сделать социальную защиту абсолютно адресной, уникальной для каждого конкретного человека. Ей уже не потребуется, как раньше, проходить множество управленческих уровней. Более того, она сможет работать на опережение: система сама высчитывает в большинстве случаев, когда тот или иной гражданин будет нуждаться в социальной помощи государства, и сама рассчитает и вид помощи, и ее размеры.
Но речь можно вести не только о соцзащите. Если в других странах системы ЭП разнятся по отраслям — в налоговой сфере она одна, в медицинской — другая, то Республика Корея стремится создать в этом плане единый и всеобъемлющий информационный центр. Чтобы в любой точке страны любой гражданин мог максимально извлечь для себя из этой системы все возможные преимущества. Даже такой пример. Скажем, вы мясу предпочитаете рыбу. Приходите в ресторан — а вам сразу на выбор несколько рыбных блюд. И ни одного мясного, так как содержащиеся в ЭП данные четко прописывают, что мясо вы не очень любите. А еще можно упомянуть и более серьезные вещи: уплату налогов, проведение расчетов и многое другое.
Личный подход
— Каким же образом система ЭП идентифицирует пользователя?
— На проходившем в январе 2012 года Всемирном экономическом форуме в Давосе обсуждались перспективные сферы будущего, при этом одной из самых приоритетных была названа Big Data — “сфера больших данных”. Ключевым выводом доклада “Большие данные — большое влияние” стало заключение, что цифровые активы сегодня становятся не менее значимым экономическим активом, чем золото или валюта. Так вот, основной упор сфера больших данных делает именно на их достоверность. Поэтому при формировании ЭП уже на начальном этапе главное требование — недопущение искажения данных. В Корее этот процесс построен так: формированием системы данных занимаются сами граждане, а государство следит за достоверностью указываемых ими сведений и занимается их защитой.
Самый эффективный способ охраны данных и идентификации их владельца на сегодня — система РКС, которую можно перевести на русский язык как “Цифровой сертификат”. Именно благодаря этому ключу у каждого гражданина Кореи есть возможность совершать любые действия с ЭП. Обеспечивает же систему доступа и защиты KICA — Корейская корпорация сертификации информации, представители которой находятся в эти дни в Беларуси и готовы поделиться своим опытом. Кстати, помимо РКС в настоящее время в Корее начинает внедряться система единой электронной карты, которая включит в себя все — внутренний паспорт, водительское удостоверение, медицинский полис и множество иных персональных документов.
— Господин посол, позвольте щекотливый вопрос. К сожалению, не приходится сомневаться, что найдется немало тех, кто усмотрит в системе ЭП некое “наступление на демократию”, “ущемление прав человека” и “тотальный контроль”. Вы готовы к подобным обвинениям?
— Несомненно, при создании ЭП вероятность потенциального проникновения в личное пространство гражданина исключать нельзя. Но давайте смотреть правде в глаза: уже сегодня и без ЭП огромное количество личной информации может быть собрано из различных открытых источников. При формировании же ЭП огромное внимание отводится именно защите данных, ведь несанкционированное проникновение в его информационные базы несет угрозу и частным лицам, и целым государственным институтам. А потому государство в системе ЭП играет ключевую роль — как в сфере обеспечения прав и свобод граждан и их социальной защищенности, так и в сфере охраны их личных данных.
Белорусская готовность
— А не спровоцирует ли это коррупционную активность? Ведь наличие всеобъемлющей информационной базы обязательно кто-то захочет использовать в недобрых целях — например, для сбора компромата на неугодное лицо, для шантажа, для устранения конкурентов по бизнесу...
— Я думаю, что заранее опасаться подобного не стоит. Просто надо развивать и постоянно совершенствовать системы защиты. ЭП предполагает наличие системы взаимного контроля, что исключает возможность для того или иного чиновника, имеющего доступ к части баз данных, использовать это в недобросовестных целях. Реальность же такова, что мы живем в эпоху глобализации, и останавливаться в развитии технологий означает отстать. Поэтому Республика Корея, невзирая ни на какие потенциальные сложности, всячески старается оставаться лидером нового технологического направления.
— На днях в ходе встречи с делегацией ваших экспертов помощник Президента Беларуси Всеволод Янчевский подтвердил, что наша страна намерена активно использовать корейский опыт при создании ЭП. Как вы можете оценить готовность нашей страны к подобному шагу и его перспективность для Беларуси?
— Сравнивая вашу страну с иными государствами мира, я прихожу к выводу, что у Беларуси куда больше возможностей перенять наш опыт создания ЭП, нежели у многих других стран. Ведь техническая сторона ЭП сама по себе достаточно проста и предполагает лишь наличие собственных финансовых средств или инвестиций. А самым важным аспектом при формировании ЭП является человеческий фактор. И в этом плане база для внедрения ЭП в Беларуси более чем подготовлена. Высокий уровень образованности белорусских граждан, в том числе в ИТ-сфере, не оставляет сомнений, что серьезных препятствий в движении вперед не будет. Кроме того, белорусы являются весьма трудолюбивым народом, очень законопослушным и честным. Именно эти факторы очень важны при формировании ЭП, ведь информацию о себе граждане, повторюсь, закладывают в систему самостоятельно.
— То есть посол страны — мирового лидера по внедрению электронного правительства — смотрит на будущее системы ЭП в Беларуси с оптимизмом?
— В будущее и нельзя смотреть иначе, кроме как с оптимизмом. В противном случае вряд ли удастся добиться успеха, и это касается любой из сфер жизни. Ведь не зря говорят: дверь откроется лишь тому, кто в нее стучит. И смотреть вперед нужно без страха. Убежден: будущее — за оптимистами!
— Огромное спасибо за столь интересное и содержательное интервью!