Будьте всегда в курсе
Тема денег интересует всех. Телефон «прямой линии» с Надеждой Ермаковой, Председателем Правления Национального банка, зазвонил задолго до начала мероприятия. И потом не смолкал ни на минуту. В течение часа Надежда Андреевна ответила на 27 вопросов. Некоторые откровенно удивили. У главы Нацбанка спрашивали о том, что легко узнать в конкретном банке. Возможно, справочные службы в региональных отделениях работают недостаточно хорошо. Еще нюанс. Со 2 марта страна живет по новому Жилищному кодексу. Одна из его статей, можно сказать, написана специально для банков. Отказывая гражданам в предоставлении ипотечных, то есть под залог приобретаемого недвижимого имущества кредитов, банкиры раньше ссылались на то, что не хотят иметь проблем с такими заемщиками. Мол, если не будут платить по обязательствам, их потом невозможно выселить. Новый Жилищный кодекс уже позволяет пойти на столь радикальный шаг, а банки по–прежнему требуют как минимум двоих поручителей. Но где их взять человеку в небольшом населенном пункте? Кстати, об этом и был первый вопрос «прямой линии».
Ирина Владимировна, Ивацевичский район, д. Бытень: Хочу купить дом. Насмотрела у нас, в деревне. Не очень дорого. За 4,5 тысячи долларов. Но у меня нет поручителей, никто не соглашается. Сейчас снимаю квартиру. Работаю уборщицей в пригородном филиале Ивацевичского райпо. В очереди на жилье 10 лет. Почему нельзя взять кредит под залог дома?
— Думаю, ваш вопрос можно решить. Мы направим письменное поручение в Беларусбанк с рекомендацией рассмотреть возможность получения кредита без поручителей. Но вы должны будете лично туда обратиться и представить справки о заработной плате.
Ирина, Минск: 8 лет живу в общежитии. Могут ли мне дать льготный кредит?
— Нет. По указу Президента, льготный кредит положен тем, кто прожил в общежитии более 10 лет. Но Беларусбанк может предоставить вам как нуждающейся в улучшении жилищных условий кредит под 16 процентов годовых на 20 лет. Если взять ту инфляцию, которая сегодня существует, то это кредит почти бесплатный.
— А можно ли взять этот кредит на покупку жилья?
— Пока такой возможности нет — только на строительство. Может быть, в течение года, когда, как мы планируем, снизится ставка рефинансирования, банки начнут давать такие кредиты и на покупку недвижимости. Пока кредиты для населения на общих основаниях очень дороги. С их оформлением лучше подождать.
Алла Александровна, Дзержинский район, Великое Село: Я — мать инвалида–«колясочника». Ему 24 года. В течение года пытаемся получить кредит. Все банки отказывают. Один согласился. Но когда узнал о размере пенсии — 1.269 тысяч рублей — тоже отказал. Нам нужен кредит потребительский: компьютер купить, одежду. Я в коммерческом банке уже взяла 5 миллионов под 100 процентов годовых, чтобы поставить стеклопакеты.
— Зачем же вы брали такой дорогой кредит? В Дзержинске есть отделения Беларусбанка и Белагропромбанка. У них проценты по кредитам ниже. А вы взлезли в кабалу.
— Но что было делать? В этих банках нужны поручители. Всех привезти, да еще инвалида в коляске, в Дзержинск — надо же машину нанимать за 500 тысяч. Таких денег у нас нет.
— Хорошо. Я попрошу, чтобы к вам приехали специалисты Беларусбанка домой. И вы вместе с ними найдете приемлемое решение.
Катерина, Рогачев: Мы стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Нам предложили строиться. Хотелось бы знать, банк прокредитует стройку полностью или надо будет частично вносить свои средства?
— Собственные средства надо будет вносить обязательно. Не важно, льготный кредит или нельготный. Вы в банк по этому поводу обращались?
— Нет.
— Почему? Если деток не с кем оставить, просто позвоните в банк. Там вам подробно расскажут и об условиях получения кредита, и о том, какую часть стоимости строительства надо будет оплатить за свой счет.
— А субсидии будут? У меня двое несовершеннолетних детей.
— Будут. Но для получения субсидии вам прежде всего нужно обратиться в райисполком.
Многодетная семья, Кобрин: У нас трое детей. Скажите, тех денег, которые выделяют на льготные кредиты многодетным семьям, всем хватит в этом году?
— Не беспокойтесь, всем денег хватит. Так что стройтесь спокойно. Если возникнут какие–то проблемы, звоните мне лично, будем разбираться.
Александра Ивановна, Минск: Хотелось бы знать, контролирует ли Нацбанк коммерческие банки в вопросах получения и распределения прибыли? В частности, по дивидендам.
— Нет, это к нашей компетенции не относится. По законодательству мы не имеем права вмешиваться в эти вопросы.
— Я обращаюсь к вам как акционер Белпромстройбанка, который уже 10 лет не платит никаких дивидендов. Можно подумать, что у них вообще прибыли нет.
— Прибыль у них есть. Этот вопрос мы обязательно рассмотрим. Тем более что сейчас в каждом коммерческом банке есть представители государства, которые назначены Правительством и должны в том числе защищать интересы частных акционеров.
— Это очень правильно. Потому что я являюсь акционером еще одного промышленного предприятия. Оно не очень хорошо работает. Но хоть 20 — 30 тысяч дивидендов за год перечисляет. Банк — ничего.
Анатолий Степанович, Клецк: Живу и работаю в сельской местности. Хочу приватизировать дом, в котором проживаю 15 лет. Его колхоз строил. Сейчас дом принадлежит Клецкому сыродельному комбинату. Может, чеки «Жилье» можно использовать?
— По действующему законодательству, чеки «Жилье» можно использовать для приватизации занимаемых жилых помещений только в домах государственного жилищного фонда.
— А какие–нибудь деньги по чекам будут выплачиваться?
— Таких выплат не предусмотрено. Чеки «Жилье» потому так и называются, что могут быть использованы только на конкретные цели — погашение задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, использованным для строительства домов и квартир, а также при приватизации жилья.
Тамара, Минск: Скажите, сотрудники Нацбанка имеют право брать кредиты в других банках?
— Да. С 22 января 2013 года вступила в силу новая редакция Банковского кодекса, в соответствии с которой работники Национального банка получили право брать кредиты в любых коммерческих банках. До этого они могли кредитоваться только в Национальном банке. Сейчас Нацбанк своим работникам кредиты не выдает.
— А жилье своим работникам Нацбанк строит?
— Нет. И общежитий у нас нет. Поэтому свои жилищные проблемы наши работники решают точно так же, как и все остальные граждане, — кто–то вступает в жилищный кооператив, кто–то занимается индивидуальным строительством.
— Зато зарплаты, наверное, высокие?
— Зарплаты в Национальном банке примерно в 2 раза ниже, чем в коммерческих банках, около 6 миллионов сложилось в среднем за январь.
— Филиалы Нацбанка есть во всех городах?
— Нет, только в областных центрах и крупных городах. Все остальные филиалы были закрыты в ходе начатого еще в 2011 году процесса оптимизации структуры и численности. Мы отказались от ряда функций, которые не свойственны центральному банку страны, передали их выполнение коммерческим банкам. Соответственно сократили свои штаты. Задача наших подразделений — контролировать и при необходимости оперативно решать вопросы, связанные с реализацией непосредственно на местах основных направлений денежно–кредитной политики, работой региональных отделений банков, регулированием денежного обращения, доставкой наличных денег коммерческим банкам, подкреплением наличными деньгами банкоматов.
Валентина Васильевна, Кировск: В 1993 году мой муж открыл пятерым нашим внукам денежные вклады — по 5 тысяч каждому. На то время это были неплохие деньги. Сегодня — копейки. Сберкнижки мы до сих пор храним. Но хотелось бы знать, что будет дальше с этими вкладами.
— В ближайшее время выплат компенсаций по таким вкладам ожидать не стоит. Для этого из бюджета страны необходимо выделить очень большие деньги. Пока такой возможности у государства нет.
— В бюджете нет денег?
— Есть, конечно. Но деньги не берутся из ниоткуда — бюджет формируется из тех налогов, которые платят промышленные предприятия и обычные граждане. Все, что поступило в бюджет в качестве налогов, распределено на другие цели — нужды здравоохранения, образования и ряд других социальных вопросов. В том числе и на выплату пенсии, которую вы получаете.
Мария, Минск: У меня вид на жительство в Беларуси, я пенсионерка. Мы купили квартиру без отделки. Дадут ли мне в белорусском банке кредит на ремонт?
— Имея вид на жительство, вы можете претендовать на кредит наравне с белорусскими гражданами. Обратитесь в банк. Думаю, никаких проблем не возникнет.
Анна, Минск: Хочу подать в суд на должника. Скажите, какой я могу потребовать с него процент в качестве компенсации инфляции доллара с 2009 года?
— Если ориентироваться на процентную ставку по валютным депозитам, то это 5 — 7 процентов годовых. Но окончательное решение в данном случае может быть принято только судом.
Алеся, Слуцк: У меня трое детей. Я их родила вне брака. Хочу построить дом.
— А вы хорошо представляете себе, что такое построить дом? Как вы, женщина с маленькими детьми, будете его строить?
— Мне родители помогут.
— Тогда другое дело. Как многодетной маме вам положен кредит под 1 процент годовых. Для этого необходимо обратиться в Слуцкий райисполком для включения в списки на льготное кредитование. После утверждения райисполком передаст эти списки в банк. Затем он вас пригласит для оформления необходимых документов на получение кредита. Потом, по мере строительства дома, вы будете представлять в банк документы о покупке стройматериалов, выполнении строительных работ, а банк их будет оплачивать за счет кредитной линии.
Иван, Минск: Печатает ли Нацбанк деньги? Как иду в банкомат, так все новые двухсоттысячные получаю.
— Смотря что вы понимаете под словом «печатает». Если речь о денежных купюрах, то их печатают специализированные фабрики. Заказ на изготовление и разработка макета — одна из функций Национального банка. Любые бумажные деньги имеют свой срок жизни. Находясь в обращении, они достаточно быстро стареют. Ветхие банкноты изымаются из обращения, вместо них в кассы банков и банкоматы поставляются новые купюры. Например, двухсоттысячные купюры, о которых вы говорите. Если же вы имели в виду денежную эмиссию, то это совершенно другой процесс. И новые купюры в банкомате совершенно не означают, что Национальный банк печатает деньги. Мы прекратили эмиссионное кредитование экономики еще в конце 2011 года и возобновлять его не будем — просто не имеем права.
В своей деятельности Национальный банк периодически использует эмиссионные ресурсы, но только на короткий срок. Например, когда на торгах Белорусской валютно–фондовой биржи предложение иностранной валюты превышает спрос, мы покупаем эту валюту. Для чего используются эмиссионные белорусские деньги. Когда ситуация на бирже меняется и спрос превышает предложение, Нацбанк валюту продает и соответственно изымает из оборота белорусские рубли. В январе этого года было несколько дней, когда Нацбанк поддерживал банковскую ликвидность банков, тоже за счет эмиссии. Но эти деньги банки нам уже вернули и сейчас, наоборот, размещают у нас свободные ресурсы. То есть, по сути, идет изъятие ликвидности. Подобные операции — вполне нормальный рабочий процесс. Но под долгосрочные программы Нацбанк не дает ни одного эмиссионного рубля. Так что в этом смысле денег мы не печатаем.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА
Фото: Александр РУЖЕЧКА