Вера в бесплатный сыр

Источник материала:  

С июля вступят в силу поправки в Закон «О рекламе», запрещающие использовать слова «подарок», «бесплатно», «0 рублей» и подобные, если рекламируемая услуга предполагает оплату. По словам сообщившей об этом журналистам замминистра торговли Ирины Наркевич, Минторг намерен уделить особое внимание рекламе, которая вводит потребителя в заблуждение о характеристиках товаров и услуг через предоставление неполной информации. «Если в магазине какая–то сезонная распродажа, то есть новая коллекция появилась, то старую коллекцию продают со скидкой и пишут «минус 50%». Все понятно. У нас же пишут, что скидки «до 70%»: какая–то одна вещь есть по такой скидке — и все. Придумали какие–то скидки от торговых надбавок — люди не понимают. Скидка должна быть от цены товара, не от торговой надбавки. Думаю, мы пропишем это в законе», — это и другие заявления замминистра авторы полемической рубрики восприняли по–разному. Представленные спорщиками полярные позиции, как видится редакции, могут стать началом актуального обмена мнениями на темы, увы, далеких от идеала отношений продавцов и потребителей, рекламных трюков и правил игры в сфере торговли. Приглашаем присоединиться к дебатам и вас, уважаемые читатели!


Не заплывайте за буйки


Рубить так рубить! Давайте–ка и само слово «реклама», как бы чего не вышло, занесем в перечень табуированной лексики. Неприязнь к телероликам, стендам, бегущим строкам и т.д. настолько велика, что любое вето в рекламной сфере вызывает только аплодисменты. Ты подыскиваешь синоним жаргонизму «кидалово», процессуальному термину «мошенничество»? Да любой прохожий быстро тебе подскажет: «Реклама!» Впрочем, тот же эрудит вполне может далее следовать в рекламное бюро или редакцию, чтобы разместить объявление о «самой лучшей» биодобавке. Такой же ненавистник «сэйлов» совсем не прочь, чтобы завлекательные скидки устроила в бойком месте фабрика, на которой он клепает «кастрюли номер один». И явно поддавшиеся пресловутым просьбам трудящихся законодатели с примкнувшим к ним Минторгом тоже, подозреваю, отнюдь не против, чтобы товары на складах, прилавках не залеживались. Стараюсь избегать банальностей, но позволь напомнить тебе, явно обрадованному грядущим табу, одну из истин, набивших оскомину: реклама — двигатель торговли.


Неужели Минторг взял в штат экстрасенса, способного узреть грань между рекламой «честной» и «недобросовестной» (за исключением, конечно, одиозных случаев, когда ежа выдают за ужа)? Объявление о продаже товара почти всегда содержит гиперболу, шутку, «замануху». 100–процентной правды от рекламы не жди, не зря ведь редакции делают оговорку: за содержание материалов, предоставленных рекламодателями, ответственности не несем. Никто нынче не глянет на черно–белый квадратик с уведомлением об ингредиентах, к примеру, пены для бритья. Но если «лицом» аэрозоля трудится знаменитый спортсмен, миллионы щетинистых телезрителей просто рты пораскрывают! Современная телереклама, Роман, если ты еще этого не подметил — маленькое кино. Мы же не требуем документализма от сериалов, боевиков, комедий. Обманываться рады и поправок в условный «закон о кино» внести не требуем. Почему же тогда, по наивности купившись на хитрую уловку супермаркета, заламываем руки: «Я думал, это халява! Мне сказали, что получу в подарок!»? Ведь торговля — всегда игра. И покупатель, и продавец пытаются с выгодой для себя сбить цену. И я считаю дурным тоном, когда проигравший начинает «включать дурачка»: мол, думал, что все тут по 0 рублей, а оказалось — рвачи деньги вымогают...


Странно, что законодатели и ведомства вновь решают проблему (причем явно надуманную) запретительными мерами. Вернее, пытаются решить. Честно говоря, ума не приложу, как после введения поправок в Закон «О рекламе» чиновникам удастся контролировать такой массив буклетов, листовок, роликов, модулей и иных ухищрений профессионалов, чья задача — раскрутить продукцию. Рекламу раздают в подземных переходах, сбрасывают с крыш. «Подарки» и «бесплатно» — ниже плинтуса, «скидки 99,9%» — выше неба. Выборочные проверки, показательные облавы — явно не панацея против древней традиции открывать покупателю, мягко говоря, не всю истину. Скорее всего, получится, как с антитабачной кампанией, — борьба с курением зачастую происходит не в общественных местах, а на бумаге. Вот, подозреваю, и реклама «бесплатного сыра» продолжит процветать. Хотя уж давно наивные жертвы броских слоганов должны уяснить истину о мышеловке.


Кстати, о наиве... Неужели им заразились и законодатели? «Подарок» с июля сменит статус на «презент только для вас», вместо «бесплатно» торговцы посулят «сущую мелочь». И что, новую соломку для простаков нужно стелить, за новые поправки кнопки нажимать?


Не лучше ли оскорбленным потребителям искать правду в судах, а не у ревизоров витрин? Впрочем, поиски справедливости — «тяжба». Другое дело — «самые легкие цены»! Которые, правда, оказываются неподъемными...


Рекламисты — творческие люди, играют на грани фола. Но если в ролике нет похабщины, сюжет не оскорбляет ничьи религиозные и национальные чувства, не пропагандирует насилие, экстремизм, запрет отдельных формулировок выглядит крайне неуклюже. А способов подстраховки от конфликтов клиентов и зазывал как минимум два. Во–первых, телевизионный пульт (как вариант: компьютерная мышка): так мы можем пресечь навязчивый сервис. Во–вторых, желание покупателя изучить предмет своего потребительского вожделения. Знаю, что ты, прежде чем сделать покупку, узнаешь мнение экспертов, читаешь отзывы на сайтах. Скрупулезно сравниваешь цены в разных магазинах, дотошно консультируешься у знатоков. Внимательно изучаешь инструкции, кредитные договоры. Жаль, что не все такие же грамотные потребители, как ты, Роман! Потому и есть спрос на цензуру рекламы...


И еще представь себя на месте бизнесмена. Ты вложил в товар, в производство тысячи у.е. Само собой, станешь нахваливать свою продукцию! Имеешь полное право. Но тут главное «не заплывать за буйки», знать меру и не терять совесть. А то потом ни на одной распродаже ее не сыщешь. Даже с доплатой.


Не рад обманываться


Творческие изыски, говоришь? Дело не в том, будто кто–то пытается наступить на горло вдохновенным порывам рекламистов. Да, многие магазины, СТО, банки и отдельные коммерсанты действительно не рекламируют экстремизм, не смакуют насилие, не оскорбляют ничьи национальные или религиозные чувства. Они просто пытаются нас облапошить. Нахально содрать дороже, чем стоит товар. Всучить ненужную вещь или услугу. Обложить скрытыми процентными выплатами, незаметно втянуть в финансовую кабалу. Лишить денег и нервных клеток. Думаю, все эти действия немногим лучше, чем прямая реклама непристойностей. Как раз с бесчестными рекламными уловками недобросовестных бизнесменов собирается бороться Минторг. Мне кажется, грядущие поправки в Закон «О рекламе» — это еще один толковый прием государства в борьбе за то, чтобы его граждан перестали надувать. Кстати, столь же назревшие меры были приняты со вступлением в силу новой редакции Банковского кодекса, который запретил банкам своевольничать с процентами, устанавливать дополнительные комиссии и платежи. Да, ставки по кредитам моментально стали выглядеть заоблачными, но люди восприняли это положительно: лучше остудить свою горячую голову на пороге банка, отказавшись от ссуды, чем потом посыпать ту же голову пеплом, не осилив неподъемных выплат.


Немудрено, что и рекламные новации встретили почти единодушную поддержку. Ты почитай, что люди пишут в комментариях к этой новости: «Абсолютно согласен с таким законопроектом. Я считаю, что в современном обществе и без рекламы достаточно дезинформации». Или вот:


«Наши скидки — это надувательство практически всегда. У меня в районе два магазина, так от их рекламы создается впечатление, что это они приплачивают покупателю. А на самом деле все как у всех и еще дороже».


Понимаешь, Андрей, покупатели ратуют не за халяву и протестуют не против высоких цен. Больше всего людей возмущает тот факт, что их держат за дураков. В глаза откровенно врут, что вот эти «трусы с биофотонами» — панацея от всех болезней. Вот этот «крем с алмазной пылью» наверняка избавит от морщин. А уж что говорить про липовые скидки! Ты же знаешь, как это делается, допустим, перед Новым годом. Цены повышаются почти в два раза, но аккурат перед праздниками снижаются до прежнего уровня. И пожалуйста, можно смело писать во всю витрину: «Скидка 50 процентов». Кстати, кто–то однажды точно подметил, что над нашими магазинами слово «скидка» следует отливать в граните.


Я не вижу ничего страшного, если в ответ на новые фокусы ловчил от торговли придется еще раз вносить поправки в закон. И еще раз! Реклама, если ее время от времени не одергивать, становится беспардонной. С телеэкранов она нахально врывается в наши дома посреди интересной киношной сцены. В виде навязчивых баннеров и программ–агентов лезет в наши компьютеры. Или вот мы как–то писали, что объявления в общественном транспорте вдруг сделались нестерпимо громкими. Едешь в наушниках, слушаешь приятную музыку, и тут все звуки перекрывает мощный бас: «Открылся новый автосервис!» Даже я вздрагиваю, а пассажирам без наушников и музыки каково? Причем нагло бьют по ушам и детям, и старикам... В этом факте, кстати, заключается моя особенная неприязнь к рекламе. Она, если не брать в расчет социальную, временами безнравственна и аморальна. Не потому, что пропагандирует алкоголь или табак, с этим у нас строго. А потому, что зачастую выбирает своими целями самых незащищенных. К примеру, «СБ» тоже об этом писала, реклама пытается воздействовать на детей, которые еще не соображают, почему мама не способна купить дорогую игрушку или роскошный шоколадный набор. Или бьет по пожилым людям, которые в силу множества болезней склонны верить любому чудо–средству. По молодым неимущим семьям, обещая им сказочные апартаменты в элитном доме за сущую, как ты выразился, мелочь...


Сомнительным представляется и твое предложение, чтобы «оскорбленные потребители» искали правду в судах. Мол, сами виноваты, стремились купить подешевле (кстати, почему это грех?), пусть сами теперь и выкручиваются. Таким образом, можно и ГАИ упразднить, пускай возмущенные пешеходы и разъяренные водители тоже обивают судебные пороги. Или дворников заодно, жильцам не должно быть зазорно помахать метлой. А кому не нравится — в суд! Да, такой механизм защиты существует, но он — лишь дополнительная, причем крайняя мера в тех случаях, когда государство не сумело предотвратить само возникновение конфликтной ситуации. А вот меры Минторга по борьбе с недобросовестной рекламой — как раз способ не допустить, чтобы у нас появлялись «оскорбленные потребители». К слову, повторюсь, оскорблены они прежде всего грубым, наплевательским отношением к их достоинству, а не отсутствием копеечной скидки. Я хочу спокойно делать покупки, не опасаясь, что меня обведут вокруг пальца. Думаю, ты тоже желаешь, чтобы тебе честно продавали, а не бессовестно «втюхивали».

Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

←Минчане становятся невыездными

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика