Основа стабильности
Защита прав и свобод граждан – главная задача Конституции
Отношения в обществе регулируют тысячи законов и иных нормативных актов. Без них нормальная жизнь стала бы попросту невозможной и непредсказуемой, как хаотичное дорожное движение без всяких знаков, светофоров и правил. Но в повседневных хлопотах мы не задумываемся над тем, что все наше право так или иначе основано на положениях Основного Закона – Конституции Республики Беларусь. Завтра ей исполняется уже девятнадцать лет.
Судья Конституционного суда с 16-летним стажем, заслуженный юрист Беларуси Александр Марыскин один из тех, кто стоял у истоков создания Конституции. Интервью с ним – в сегодняшнем номере “НГ”.
В интервью “НГ” Александр МАРЫСКИН рассказал о том, как и где писали текст главного закона страны, что вызывало при этом наибольшие споры и почему некоторые конституционные статьи до сих пор не реализованы.
Жаркие дискуссии
— Александр Владимирович, немало все-таки в истории забавных моментов. В 1990 году решили внести изменения в Конституцию еще Белорусской ССР, но пока трудились над статьями и параграфами, Союз распался, и депутаты принимали уже Конституцию Республики Беларусь. Правда, на ее создание ушло целых четыре года. Почему же так долго работали над текстом Основного Закона?
— Дело в том, что с формированием новой политической и экономической реальности требовалось создать принципиально новую правовую платформу для нового государства. Чтобы учесть все нюансы, сформировали специальную комиссию, в которую вошли депутаты, юристы-практики, известные ученые. Комиссия имела рабочую группу, впрочем, существовали и иные рабочие группы, каждая из которых разрабатывала отдельные главы и разделы. Разногласий было довольно много, и сторонники той или иной позиции отстаивали буквально каждую запятую. Наиболее оживленные дебаты вызывали вопросы об организации власти: какими полномочиями должен обладать президент? Кто должен его избирать — народ или парламент? Сколько депутатов оставить в парламенте? Долго не могли договориться о территориальном делении, об организации местного управления и самоуправления.
Когда дошли до голосования по соответствующим статьям, необходимого большинства в две трети никак не набиралось. Время поджимало, поэтому пришлось применить пакетное голосование, то есть голосовали не постатейно, а в целом за разделы об организации государственной власти.
Вопрос о власти
— Впоследствии именно по этим самым сложным вопросам и возникли трения.
— Верно, поэтому в 1996 году Президент создал рабочую группу с моим участием, подготовившую довольно серьезные изменения в Конституцию. Их принимали уже на всенародном референдуме. Поправки коснулись основ конституционного строя, был уточнен принцип разделения властей, введено государственное двуязычие, детализированы отдельные права и свободы граждан. И самое основное — изменился механизм организации власти. Президент, который по Конституции 1994 года был главой государства и исполнительной власти, стал просто главой государства, то есть своеобразным координатором между ветвями власти. Парламент стал двухпалатным, значительно сократилась численность депутатов. Вместо кабинета министров при президенте появилось правительство, возглавившее исполнительную власть. Упразднили Счетную палату, вместо которой был образован Комитет госконтроля.
— Можете вспомнить самые необычные предложения, которые поступали к вам во время работы?
— Их было немало, и некоторые мы учли. Например, статья 61 Конституции о праве гражданина обращаться в международные организации, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, появилась благодаря предложению некоторых ученых-правоведов. Ряд замечаний поступил от православной церкви в части уточнений статьи по равенству перед законом религий и вероисповеданий.
В целом же с точки зрения организации власти за основу взяли конституции России и Франции, кое-что позаимствовали у американцев. Что касается раздела, посвященного правам и свободам граждан, то его писали на основе таких международных документов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Полезный опыт
— Нынешняя Конституция Беларуси — уже пятая по счету. До нее были Конституции БССР 1919, 1927, 1937 и 1978 годов. Считается, что все они носили в большей степени пропагандистский характер. Насколько сегодняшний Основной Закон отвечает реалиям жизни?
— Что касается действующей Конституции, не могу сказать, что она носит декларативный характер. Хотя некоторые статьи Основного Закона у нас не реализованы. Например, статья об альтернативной службе. В Конституции она прописана, но на практике дальше решений Конституционного суда, направленных в парламент, дело пока не сдвинулось. В принципе, депутаты могли бы снять этот вопрос принятием соответствующего закона. Ряд статей, возможно, нуждается в корректировке. Например, в перспективе не исключено введение избирательной системы смешанного типа — мажоритарно-пропорциональной. По-прежнему актуален вопрос о создании института уполномоченного по правам человека — омбудсмена. Сегодня он существует в 120 странах мира, и для нас также был бы полезен. Желательно также расширение круга субъектов, которые могли бы напрямую обращаться в Конституционный суд. Сейчас таким правом обладают только Президент, правительство, палаты парламента, Верховный суд и Высший хозяйственный суд.
— Еще одна позиция, которая вызывает дискуссии в обществе, касается применения смертной казни...
— Действительно, в Конституции прописано, что смертная казнь допускается как исключительная мера наказания вплоть до ее отмены, то есть установлен временный характер этой меры и возможность ее отмены. Но тут не все так просто. По большому счету, можно пойти по пути стран, которые ввели мораторий на ее применение. Этот вопрос вправе решить Президент и парламент. А вот чтобы полностью исключить эту статью, необходимо проводить референдум.
В принципе, нигде в мире нет совершенной Конституции, и поправки в нее могут вноситься. Но юристы, как правило, склоняются к тому, чтобы такое случалось как можно реже. Ведь изменения в Конституцию влекут за собой существенные коррективы во многие законы. Поэтому для Конституции предпочтительнее все-таки определенная стабильность.
О льготах и привилегиях
— На Конституционный суд возложены серьезные задачи — защита конституционных прав и свобод граждан, а также контроль над тем, чтобы принимаемые законы отвечали букве и духу Конституции. Интересно, а сколько получает элита судейского сообщества, есть ли у нее какие-то льготы и привилегии?
— Никаких особых благ у нас нет. В Конституционном суде работает 12 судей, служебная машина есть только у председателя, для остальных сотрудников предусмотрена дежурная машина. Зарплата обычного судьи Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов приравнена к министерской и составляет немногим более десяти миллионов рублей. Госдач нет, ходим в обычные магазины, в обычную столовую. Я, например, обедаю в столовой управления железной дороги.
— В советские времена День Конституции был красным днем календаря. В ряде стран, в том числе в России и Казахстане, этот праздник также объявлен выходным днем. Видимо, в этом есть рациональное зерно с точки зрения повышения интереса людей к этой дате, к самой Конституции как символу независимости государства?
— Перечень государственных праздников в Беларуси устанавливает своим указом глава государства. День принятия Конституции в этот список не вошел, поэтому для всех нас это обычный рабочий день.
— Будем надеяться, что наш разговор положит начало этому процессу. Спасибо за интервью.