Моллюски, сладости и... ремонт
Мы стали больше покупать деликатесов и товаров не первой необходимости
Об этом свидетельствуют данные Белстата, который приводит статистику по розничному товарообороту за два первых месяца этого года. В сопоставимых ценах он увеличился на 21,1 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Как свидетельствует статистика, мы стали чаще потреблять овощи и морепродукты. В начале этого года белорусы купили моллюсков и ракообразных больше на 24,3 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года, виноградных вин — на 17,2 процента, кондитерских изделий и изделий из сахара — на 13,9 процента. На 47,1 процента увеличилась продажа благородных и элитных спиртных напитков, которые постепенно вытесняют дешевые плодово-ягодные вина.
Если реализация продовольственных товаров торговыми организациями за январь — февраль этого года возросла по сравнению с началом прошлого года на 13,2 процента, то непродовольственных — на все 30. Причем активнее стали покупать предметы далеко не первой необходимости. В лидерах роста — стройматериалы (их продажа увеличилась на 62,3 процента). Оно и понятно: отстраивая новое жилье или реконструируя старое, люди выгодно вкладывают деньги. А вот на втором месте по росту продаж, не удивляйтесь, нижнее белье: его реализация возросла на 45 процентов. На парфюмерии и косметике мы тоже не особо экономим (купили больше на 40,5 процента). Эта позиция не попала в тройку лидеров непродовольственных предпочтений только из-за телевизоров: их мы купили больше на 42,7 процента. Тут, наверняка, свою роль сыграла уже очень близкая перспектива перехода на цифровое телевидение.
Такую интересную динамику в розничной торговле экономист Ольга Семашко объясняет просто: с ростом доходов населения происходит перераспределение спроса в сторону непродовольственных товаров. Если у людей есть средства и материальная уверенность в завтрашнем дне, они не боятся тратить деньги на крупные покупки и баловать себя вкусной едой и красивыми вещами.