Генеральный конструктор
Свежая новость: Правительство совместно с Национальной академией наук разрабатывают проект указа Президента о воссоздании института генеральных конструкторов. Поскольку стране остро нужны лидеры–творцы, способные выдавать оригинальные технические идеи и нацеливать на это подчиненных, создавая таким образом принципиально новые образцы машин со все более конкурентными свойствами. Наиболее яркий пример — Герой Беларуси Михаил Высоцкий, в минувшее воскресенье отметивший 85-летний юбилей.
Несколько десятилетий Михаил Высоцкий возглавлял управление главного конструктора ПО «БелавтоМАЗ», уже многие годы является генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. Академик, заместитель генерального директора по научной работе в области автомобильной и карьерной техники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. Во многом благодаря его талантливым техническим идеям и организационным усилиям созданы шесть поколений знаменитых грузовиков МАЗ, а также белорусские карьерные самосвалы, автобусы и троллейбусы, тракторы и комбайны. И что ни изделие, то шаг вперед в мировом развитии техники, о чем говорят 145 изобретений и патентов, 450 научных трудов М.С.Высоцкого, в том числе 20 монографий.
— Михаил Степанович, как вы относитесь к идее утвердить в важнейших отраслях машиностроения должность генерального конструктора?
— Только положительно. Эту мысль я всегда поддерживал, поскольку в необходимости концентрировать конструкторские силы, давать их руководителю широкие полномочия убеждался не раз. Судьба, а точнее дело, свела меня со многими главными и генеральными конструкторами — Ярославского автозавода Георгием Кокиным, знаменитым авиастроителем Андреем Туполевым, ракетчиком Сергеем Королевым. Встреча с каждым дала толчок к новому. Но и свои технические идеи и предложения в тайне от товарищей я никогда не хранил. Ведь только сообща и можно было сделать такие прорывные машины, как создание на МАЗе и постановка на производство первого в СССР грузовика бескапотной компоновки. Или первого в стране международного автопоезда. Или прообраза транспорта будущего модульного МАЗ–2000, которым восхищалась автомобильная Европа, присудившая ему Гран–при международного автосалона в Париже. Но только главному, генеральному конструктору ведомо и то, чего стоит отстоять каждую из таких машин.
— А какая из них — любимая?
— В каждой машине — а разработаны сотни моделей и модификаций — часть души и сердца. Иначе невозможно создать что–то технически красивое, совершенное. Но как в семье больше внимания достается трудному ребенку, так и в конструкторском деле. Имею в виду первый грузовик по схеме «кабина над двигателем» МАЗ–500. Это потом «пятисотку» назовут идеальной с точки зрения компоновки. При сокращении габаритов и веса грузоподъемность возросла, лучше стали обзор и условия труда водителя. А до того машину бессчетное число раз хоронили. У новинки были авторитетные и высокопоставленные противники. Заодно пытались похоронить и меня как главного конструктора. Но и мы времени даром не теряли. Приходилось выкладываться до конца, устраняя множество проблем. Даже когда лежал под капельницей, в полузабытьи, мозг работал. И впоследствии ни одна машина сама собой на конвейер не взошла. Приходится не только, фигурально выражаясь, чертежи рисовать, но и постоянно доказывать преимущества нового. И брать на себя за это ответственность.
— Сейчас масштаб ваших обязанностей намного шире...
— В прошлом году наш институт был головным исполнителем 47 государственных заданий. Вплотную работаем с МАЗом и БелАЗом, заводами колесных тягачей и тракторным, «Гомсельмашем», чтобы создать современные грузовики стандарта Евро–6, новые автобусы, вездеходы, трамваи и троллейбусы. Транспорт будущего, каким мы его видим, будет иметь гибридную силовую установку, сможет накапливать энергию при торможении — короче, станет более экологически чистым, экономичным, скоростным и грузоподъемным. Чтобы успешно конкурировать на мировом рынке. Тут без электронных систем управления не обойтись — на них и сегодня приходится до половины стоимости машины.
— Имеете в виду многозвенный магистральный автопоезд, изготовленный на Минском автозаводе по наработкам вашего института?
— Да, многозвенник, прообразом которого стал упоминавшийся уже МАЗ–2000, моя мечта. Он сможет заменить три полноразмерных фуры объемом 90 — 100 кубометров и грузоподъемностью 20 — 25 тонн каждая. А водитель будет при этом всего один, расход топлива уменьшится процентов на 30 — 40, моторы можно использовать меньшей мощности... Двигаясь от одного логистического центра к другому, такой автопоезд сможет заменять один свой вагон другими, подавая и забирая тот или иной товар. Но это на словах просто. А чтобы создать такую машину, аналогов которой нет, пришлось подключить высокую науку, применить самые новые в мире технические разработки. Сейчас проводим испытания экспериментального образца. Но нужно совершенствовать не только технику, но и законодательство, психологию транспортников менять. Очень надеюсь увидеть, как побегут наши многозвенники от Бреста до Владивостока, Китая и обратно. Беларуси, расположенной на перекрестке важнейших международных транзитных путей, это принесет большие выгоды.
C юбилеем!
Вчера в честь Героя Беларуси М.С.Высоцкого состоялось расширенное заседание бюро Национальной академии наук. На нем Первый заместитель Главы Администрации Президента Александр Радьков зачитал поздравление, присланное Александром Лукашенко. «С Вашим именем неразрывно связаны выдающиеся научные достижения в области машиностроения, получившие признание в Беларуси и за ее пределами. Созданные под Вашим руководством уникальные инженерные разработки стали основой для формирования в республике современного производства автомобильной техники», — отмечается в поздравлении Президента. Теплые слова в адрес юбиляра приходят также от ученых, производственников России, Украины, других стран. Редакция «СБ» присоединяется к этим многочисленным поздравлениям. Желаем Вам, уважаемый Михаил Степанович, здоровья, новых оригинальных идей и их воплощения на благо страны!
Автор публикации: Владимир БИБИКОВ
Фото: Виталий ГИЛЬ