Мал класс, да дорог!
С 1 сентября нынешнего года старших классов с количеством учеников менее пяти не будет
С точки зрения экономической эффективности система общего среднего образования вызывает немало вопросов. Присутствовавший на итоговой коллегии министерства образования вице-премьер Анатолий Тозик отметил: если старшеклассник из класса, в котором 24 ученика, ежегодно обходится государству в 7—8 миллионов рублей, то старшеклассник из класса с одним-двумя учениками — в 30—35 миллионов. А таких в стране хватает.
— Мы неоднократно поднимали тему зарплат учителей и очень серьезно над этим думаем, — заметил Анатолий Тозик. — Во многом она будет зависеть от возможностей бюджета, и эти возможности мы найдем, но многое будет зависеть и от того, насколько мы оптимизируем сеть учебных заведений.
В Беларуси работает 200 учреждений образования, которые посещают 25 и менее учащихся. Причем пять из них расположены в городах. А в сентябре прошлого года в общеобразовательных школах открылось 392 класса, в которые зачислен только один ученик.
— Местными органами власти проводится определенная работа по оптимизации сети учреждений образования, — рассказал министр образования Сергей Маскевич. — Но, несмотря на это, соотношение “учитель — учащийся” за год почти не изменилось: если в прошлом учебном году на каждого учителя приходилось 8,5 ученика, то в текущем — 8,6.
Коллегия Министерства образования приняла решение с 1 сентября этого года обеспечить среднюю наполняемость вновь формируемых, то есть первых, пятых и десятых классов городских школ — 24 учащихся. И не допускать открытия старших классов, в которых учится менее пяти человек: без пяти минут взрослые люди могут ездить на занятия в крупный населенный пункт. Если же в начальных классах окажется менее шести учеников, они на некоторых уроках будут объединяться.
— Не надо жестких и резких мер, нужно руководствоваться здравым смыслом, — высказал пожелание Анатолий Тозик.
Министерство образования приняло решение о закрытии вечерних школ как самостоятельных организаций.
— Сегодня вечерние школы фактически существуют для тех, кто не хотел учиться с ровесниками, — считает Анатолий Тозик. — Если кто-то хочет — пожалуйста, в обычной школе вечером учитель может консультировать тех, кто по каким-то причинам не окончил среднюю школу.
Анатолий Тозик подсказал еще один источник дополнительных ресурсов: спортшколы. В Беларуси 426 детско-юношеских спортивных школ, в них работают восемь тысяч тренеров и такое же количество вспомогательного персонала.
— Нужно массовый спорт и физическое воспитание максимально перенести в общеобразовательные школы, — считает Анатолий Тозик. — Чтобы ребенок не ехал после уроков на тренировки, забывая об обеде и домашнем задании. В ряде школ есть очень интересный опыт создания специализированных спортивных классов. Ученик начинает день с утренней тренировки, завтрака, затем учится, обедает, делает уроки, идет на вечернюю тренировку... Вечером, полностью реализовав себя, едет домой.
Серьезно стоит вопрос о реорганизации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации. Не более 70 процентов старшеклассников, прошедших профессиональное обучение в УПК, сдают квалификационный экзамен. Выходит, в отношении 30 процентов учеников бюджетные средства были израсходованы зря?
— Функцию УПК могут взять на себя учреждения профессионального образования, — считает Сергей Маскевич.
— Оптимизация УПК позволит сохранить огромные ресурсы, которые можно и нужно направить на повышение зарплаты учителей, укрепление материальной базы и многое другое в реальных интересах учреждения образования, — соглашается Анатолий Тозик.