Государство советует Ирине Халип невозможное

Источник материала:  
24.01.2013 17:17 — Новости Общества

Государство советует Ирине Халип невозможноеПриговор Ирине Халип не содержит прямого запрета на выезд за границу. Об этом БелаПАН заявил заместитель генерального прокурора Беларуси Алексей Стук.

«Препятствий для ее выезда за рубеж, исходя из приговора, не имеется. Для этого надо обратиться в орган, ведающий исполнением приговора — уголовно-исполнительную инспекцию Партизанского РУВД Минска. Она за ней осуществляет профилактическое наблюдение. Необходимо обратиться туда с заявлением, которое Халип хотела бы изложить. Начальник инспекции рассмотрит его и примет законное решение», — сказал заместитель генпрокурора.

Государство советует Ирине Халип невозможноеНапомним, Ирина Халип, супруга получившего политическое убежище в Великобритании экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, в мае 2011 года была признана виновной в участии в массовых беспорядках после выборов 19 декабря 2010 года и осуждена на два года лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года. Она не имеет права покидать Минск, обязана каждую неделю отмечаться в милиции и быть дома после 22.00. Срок отсрочки заканчивается 17 июля этого года, после чего дело Халип будет вторично рассмотрено в суде, который решит, освободить ее, отправить в колонию или оставить в том же статусе еще на какой-то срок.

В то же время президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно (в интервью британским журналистам 9 октября 2012 года, на пресс-конференции 15 января 2013 года) говорил о том, что Халип может выезжать из страны, и обещал организовать ей такую возможность.

В частности, 15 января глава государства заявил: «Если вы хотите ее куда-то повезти, завтра идите к генеральному прокурору. У меня есть соответствующие полномочия, вы ее заберете и повезете. Но она не поедет». По словам Лукашенко, «Ирина — неглупая женщина, она прекрасно понимает: сегодня она жертва режима, завтра о ней забудут. Вот, наверно, поэтому она и не уехала».

Как сообщил заместитель генпрокурора, в настоящее время Халип по приговору суда отбывает «иные меры уголовной ответственности». «Это ее статус», — сказал он. И, по словам Алексея Стука, генеральная прокуратура не располагает какими-либо данными о его изменении после пресс-конференции 15 января.

Заместитель генерального прокурора также обратил внимание на то, что Халип не находится под подпиской о невыезде. Определенные ограничения на нее наложены приговором суда.

Данные ограничения прописаны в статье 77 Уголовного кодекса «Осуждение с отсрочкой исполнения наказания». Пункт 4 гласит: «При отсрочке исполнения наказания суд может обязать осужденного <…> не менять места жительства без согласия органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, не выезжать по личным делам на срок более одного месяца за пределы района (города) места жительства, периодически являться в этот орган для регистрации, находиться после наступления определенного времени по месту жительства, не посещать определенные места».

«Просто смешно наблюдать, как государственные чиновники высокого ранга из-за случайно брошенных слов Лукашенко начинают выглядеть жалкими первоклашками, которые пытаются оправдать чужое вранье. И это у них выходит беспомощно», — так в комментарии БелаПАН Ирина Халип ответила на заявления заместителя генерального прокурора Беларуси Алексея Стука.

«Совет обратиться в инспекцию — это чушь, — утверждает Халип. — Еще в октябре 2012 года после первого заявления Лукашенко в интервью газете The Independent о том, что я могу ехать куда угодно, в Минск приезжал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Вместе со мной он ходил в инспекцию, и ему тогда начальница уголовно-исполнительной инспекции Наталья Коледа подробнейшим образом объяснила, что мне категорически запрещен выезд за пределы Республики Беларусь».

Журналистка также подчеркнула: «Стук забыл упомянуть главное — есть закон о выезде из Беларуси, в соответствии с которым все лица, осужденные условно или с отсрочкой исполнения приговора, автоматически вносятся в список лиц, которым запрещен выезд из страны. Об этом не говорится в приговорах судов, потому что это действует самостоятельная норма закона. Так что рассказы о том, что я свободна, — это бред».

По словам Халип, многие из тех, кто осужден условно, «каким-то образом умудряются выезжать через сопредельные государства, с которыми у нас нет границы». «Но в моем случае и это невозможно, потому что у меня в приговоре записано, что каждый день в 22.00 я должна быть дома. Если заместитель генпрокурора Стук обладает такими умениями, что может за день обернуться и, к примеру, съездить в Варшаву или Лондон, то пусть поделится, я воспользуюсь», — сказала журналистка.

Она также сообщила, что вынесенный ей приговор давно обжаловала во всех возможных инстанциях в Беларуси. «Последним был Верховный суд, который подтвердил, что все правильно. Мне больше уже негде в Беларуси обжаловать свой приговор. Я готовлю жалобу в Комитет ООН по правам человека, но это длительная процедура. Кроме того, Беларусь плевать хотела на международные обязательства, и все эти решения комитета для нее не имеют ровным счетом никакого значения», — подчеркнула Халип.

При этом она не исключила, что в следующий понедельник, когда пойдет в очередной раз отмечаться в инспекции, оставит «такое заявление, как посоветовал Стук».



Вячеслав БУДКЕВИЧ, Татьяна КОРОВЕНКОВА

←Музей Высоцкого открылся в Екатеринбурге

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика