С чего начинается учебная практика?
Анатомию представляет лошадь 1820 года
Говорят, автором первого учебника по анатомии животного был Леонардо да Винчи, написавший пособие по изучению лошади. А вот студенты Витебской государственной академии ветеринарной медицины познают анатомию животных не только по книгам и атласам, но и в вузовском анатомическом музее, где их ожидает уникальное в своем роде учебное пособие. Тоже лошадь. Но какая!
Чучело этого животного изготовлено в 1820 году. Принадлежала она командиру первого кавалерийского корпуса русской армии Петру Видгенштейну, генералу, князю, владельцу имений под Оршей и Смоленском. Во время Отечественной войны 1812 года его кавалерийский корпус защищал с севера подступы к Санкт-Петербургу. Лошадь, выставленная в анатомическом музее, — участница войны, 200-летие которой отмечалось в нынешнем году. Свою родословную она берет от западно-европейской породы гюнтер, которой в чистом виде уже не встретишь. Эта порода участвовала в выведении известных донских скакунов. Изготовленное французскими специалистами чучело погибшей лошади уцелело и в годы Великой Отечественной войны, и со временем не утратило ценности как анатомическое пособие с оригинальной историей.
Чуть поодаль в музее представлены скелеты слонихи — бывшей артистки цирка, 46 лет выступавшей на аренах Германии, России, Беларуси; верблюдицы — бывшей артистки Гомельского цирка, страуса, буйвола (чучело животного изготовлено в 1925 году первым преподавателем анатомии — профессором Прозоровым). Многие скелеты животных собраны непосредственно преподавателями и студентами. Чтобы изучать анатомию, надо иметь достойный методический материал. Помимо этого, музейные экспонаты часто используются при проведении судебно-ветеринарных экспертиз. Но это уже совсем другая история...
— Во многих зарубежных вузах анатомию животного изучают виртуально, с помощью компьютера. Но лично я согласен с мнением ректора: так анатомию животного досконально не изучишь. В нашем вузе студентов обучают по принципу: каждый орган, каждую косточку животного студенты должны узнать на ощупь. Они должны уметь не только определять и характеризовать тот или иной орган либо часть скелета, но и выявлять их взаимосвязь с другими составляющими организма, — считает Алексей Мацинович, заведующий кафедрой анатомии. — На практических занятиях, рассказывая о строении животного, мы обращаем внимание будущих специалистов на возможные изменения органов под воздействием тех или иных условий. По возможности демонстрируем наглядно результаты таких изменений, хотя детально изучать эту тему ребятам предстоит на занятиях по патологической анатомии. Уже на анатомии мы готовим их быть врачами. Кроме занятий в учебных аудиториях, для первокурсников предусмотрена практика по изучению анатомии на живых животных — в вузовской клинике и виварии. Умение назвать и показать все видимые части тела и проекцию органов на теле животного, к примеру, мелом, должен уметь каждый первокурсник.
В академии шутят: если ты сдал анатомию — считай, уже студент; если сдал фармакологию — можно жениться… Познание анатомии животного отчасти схоже с познанием комплектующих автомобиля. Но если у машин одной серии все детали взаимозаменяемы, то у схожих, казалось бы, животных органы настолько индивидуальны, что студенты поначалу теряются. Вот почему учебными программами предусмотрено доскональное изучение строения четырех видов животных — крупного рогатого скота, лошадей, свиней и собак, — а также коз, овец, домашних птиц и экзотических животных. Знания, полученные по анатомии, являются базовыми для всего курса профессионального обучения в академии.
Маленький принц их бы понял
А теперь переберемся на кафедру зоологии. Чем занимаются здесь?
— Мы изучаем животный мир, не ограничиваясь сельскохозяйственными и промысловыми животными. На нашей кафедре даются основы морфологии, физиологии, экологии животных, — говорит заведующая кафедрой зоологии Ольга Кузьмич. — На первом курсе ребята предметно знакомятся с паразитами, насекомыми, вызывающими заболевания у четвероногих пациентов. На первой учебной практике они изучают наземную фауну, отлавливают и определяют видовую принадлежность мелких ее представителей — в парках, пригороде, виварии, клинике. Делаем со студентами коллекции насекомых — полезных и вредителей. Экзотических животных изучаем с помощью наглядных пособий, Интернета.
На кафедре есть свой живой уголок, где первокурсники самостоятельно ухаживают за животными (в том числе экзотическими) и рыбками, изучают их повадки, особенности содержания, адаптации, пищеварения… Будущие ветврачи учатся выполнять свой профессиональный долг с высоким чувством ответственности за тех, кого приручили. Помните Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери? Студенты ветеринарной академии понимают его лучше всех на свете, а он понял бы их.
— Практическая направленность занятий на этих кафедрах — характерная особенность освоения специальных дисциплин в вузе. На них, как правило, отводится более 65 процентов учебного времени, — рассказывает проректор по учебной работе Елена Братушкина. — Изучение фундаментальных дисциплин продолжается на общепрофессиональных предклинических кафедрах — физиологии, микробиологии, клинической диагностики, гигиены животных, патанатомии, кормления, технологии производства продукции… Это как бы связующее звено между базовыми и специальными дисциплинами. Хорошего специалиста не получится, если он выйдет из стен вуза «голым» теоретиком. Практическая составляющая образования не менее важна. У нас для работы с животными имеются 7 клиник, через которые ежегодно проходит более трех тысяч четвероногих больных. Помощь им оказывают студенты под руководством преподавателя. На базе академии создан учебный научно-производственный региональный центр практического обучения, в состав которого входят СХП «Мазоловогаз», СПК «Ольговское», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», ряд других предприятий, а также профильные научно-исследовательские учреждения. С целью повышения качества практического обучения студентов, соответствующего современным требованиям ведения животноводства, научной деятельности сотрудников, аспирантов, магистрантов и студентов, внедрения научных разработок создано более 40 филиалов кафедр на базе передовых сельскохозяйственных и других организаций.
В Витебской государственной академии ветеринарной медицины ведется трехуровневая практико-ориентированная подготовка специалистов, которая предполагает отработку их практических навыков в три этапа. На первом формируются начальные технико-технологические навыки на базе учебно-опытных хозяйств. Второй уровень предусматривает прохождение производственно-технологической практики в сельхозпредприятиях, имеющих современное техническое оснащение, ведущих производственную деятельность на научной основе. Заключительный этап практической подготовки — преддипломная практика в организациях по месту распределения выпускников с выполнением дипломных работ с учетом реальных проблем данной сельскохозяйственной организации.
Но это будет значительно позже, по окончании полного курса учебной практики, формирующей у студентов первичные умения и навыки по дисциплинам учебного плана.
Без пяти минут ветврачи
В кого же «превращаются» робеющие порой в стенах своей альма-матер первокурсники к концу обучения, на что они способны в преддверии выпуска? Узнать это можно на клинических кафедрах. Кафедра хирургии самая востребованная сегодня у горожан, ищущих спасения своим домашним питомцам. Те, кто обращается сюда за помощью, отмечают: встречающих их в приемном покое студентов-старшекурсников не отличишь по манере поведения от профессионалов.
— Ничего удивительного — это уже без пяти минут готовые специалисты! — считает заведующий кафедрой Эдуард Веремей. — Кое-кто из ребят сутками готов дежурить — так сильно тянет врачевать. Таким студентам мы доверяем не только определение диагноза заболевания, но и проведение операции на животных при помощи как обычного, так и лазерного скальпеля или фрез для ортопедии. А здесь уже не только смелость и знания нужны, но еще уверенность движений в сочетании с сердобольностью. Умение сочувствовать животному, стремление уберечь его от излишней боли для специалиста крайне важны. Что-то дается студенту от рождения, что-то отшлифовывается на практике. Причем как в нашей вузовской клинике, так и в учебных хозяйствах, куда в обязательном порядке выезжаем на практические занятия. Справедливым считаю требование Президента страны и Правительства, чтобы в вузах студенту давался максимум практических навыков и умений.
Своего коллегу дополнил заведующий кафедрой внутренних незаразных болезней Владимир Иванов:
— Начинаем обучение будущих ветврачей с отработки элементарных навыков терапевтической техники. Это непосредственная работа с самим животным, а потому нелишне напомнить студентам о способах его фиксации и безопасного подхода к четвероногому пациенту. Освежаем знания, полученные ребятами на предклинических кафедрах: о расположении мышц и сосудов, методах диагностики больного животного. И только после этого переходим непосредственно к отработке терапевтической техники, включающей методы введения препарата внутрь больных животных в зависимости от показаний.
Студенты учатся ставить диагноз с помощью современной диагностической аппаратуры и лечить. Абсолютного заболевания в природе нет, оно, как правило, сопровождается различными осложнениями. На этом мы и заостряем внимание будущих ветврачей. В течение недели дважды в день они наносят визиты своим пациентам и лечат согласно комплексной программе, разработанной вместе с преподавателем. Самостоятельность в роли Айболита предоставляется каждому. Преподаватель лишь корректирует действия обучаемых по мере необходимости.
Получая диплом ветврача, большинство наших выпускников способно поставить диагноз и владеет в полной мере техникой лечения. Любой из них позже может расширить кругозор профессиональных знаний на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом специализации предприятия.
По аналогичной схеме отрабатываются профессиональные навыки при изучении паразитологии, эпизоотологии, болезней мелких животных, акушерства и гинекологии…
Краеугольный камень практического обучения
В его роли выступают целеустремленность и системность, считает ректор УО «Витебская академия ветеринарной медицины» Антон Ятусевич. Он убежден, что практическое обучение начинается с первых лекций и основывается на поэтапном овладении навыками и умениями будущей специальности.
— На студенческой скамье, в лабораториях и даже в музее действительно закладывается основа предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Формирование необходимых навыков и умений происходит в результате выполнения расчетов, анализов, производственных операций, тренинга по разрешению ситуаций, требующих организаторских действий… Практическая подготовка студентов академии занимает больше половины учебного времени, а ее содержание регламентировано программой, разработанной с учетом законодательства, образовательных стандартов высшего образования, типовых учебных планов и планов по специальностям, — говорит ректор. — Скажем, факультет ветеринарной медицины имеет программы практик на каждом курсе, а на биотехнологическом такая программа предусмотрена для специальностей «ветеринарная санитария и экспертиза» и «ветеринарная фармация». У будущих зооинженеров — сквозная программа практик. Практика подразделяется на учебную и производственную, включающую по профилю специальности и преддипломную.
В 2011 году разработаны и утверждены экспериментальные планы, предусматривающие увеличение практического обучения. Студенты первого курса специальности «ветеринарная медицина», а также первого и второго курсов специальности «зоотехния» проходят шестинедельную учебную практику, где закрепляют знания по анатомии, ботанике, зоологии, кормопроизводству, основам зоотехнии, кормлению, общему животноводству и механизации. Старшекурсники проходят практику в течение 5—19 недель непосредственно в хозяйствах, в государственных ветучреждениях, на животноводческих комплексах, птицефабриках, мясокомбинатах, райветстанциях, племпредприятиях, с которыми заключены договора. Студенты специальности «ветеринарная фармация» проходят четырехнедельную практику по животноводству, анатомии, зоологии, ботанике, технологии производства продуктов животноводства, разведения и кормления сельскохозяйственных животных, знакомятся с содержанием разных видов животных, изучают систему механизации трудоемких процессов и технику безопасности в животноводстве.
Проректор по учебной работе Елена Братушкина детально рассказала о преддипломной практике студентов:
— Обычно ее проходят по месту распределения — согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь. К слову, в начале декабря получили распределение наши пятикурсники. Вплоть до госэкзаменов они будут работать в хозяйствах согласно полученному назначению. Комиссия по распределению выпускников учла интересы льготников, молодых семей и даже тех, кто получает образование на коммерческой основе: при желании они тоже могли получить направление на свое первое рабочее место. Мы относимся к преддипломной практике студентов ответственно. Начинается она традиционно — с инструктажа по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности. Руководитель практики знакомит студентов с объемом работ, правами и обязанностями. Одно из обязательных условий — ведение дневника и написание отчета, образцы которых имеются в методкабинете. Дневники подписываются в хозяйстве, где проходила практика. Из этого же хозяйства студент должен привезти характеристику.
Защита преддипломной практики проводится на межкафедральных комиссиях, состоящих из руководителей практик и преподавателей кафедр. При этом выясняется уровень теоретических знаний, плановый минимум усвоения студентом умений и навыков, определяющих уровень его профессиональной практической подготовки. По каждой учебной дисциплине студенты сдают не только теоретический экзамен, но и практический. На выпускном курсе введен государственный экзамен по практическим навыкам с занесением оценки в диплом.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»
Фото автора