Средство от затора
Сказать, что открытия метро в юго–западной части Минска ждали — ничего не сказать. Местные жители терпели неудобства, отсчитывая дни и недели, когда же микрорайоны Юго–Запад, Малиновка и Брилевичи наконец–то выберутся из транспортного лабиринта. Свершилось. Первых пассажиров «подземка» приняла 7 ноября. Однако тут же обнажился целый ворох проблем. Критическая точка — перекресток проспекта Газеты «Правда» и улицы Голубева. От остановки на проспекте горожанам приходится идти метров 200 до станции метро «Петровщина». А для некоторых дорога до нее порой занимает больше времени, чем уходило на то, чтобы добраться в центр города раньше. Что спровоцировало бесконечную переписку транспортников с недовольными минчанами. На днях председатель Мингорисполкома Николай Ладутько ребром поставил задачу: «Проблемы необходимо отрегулировать в кратчайшие сроки!» Корреспонденты «СБ» вместе со специалистами предприятия «Столичный транспорт и связь» выехали посмотреть, как распутывают транспортные узлы.
Место расположения станции «Петровщина» проектировщиками, кажется, выбрано идеально. По сути, у входных ворот крупнейшего «спального» массива в юго–западной части города — на одной из главных городских артерий, восьмиполосном проспекте Дзержинского. Одна загвоздка. Если метростроевцы к планируемым срокам поспели, то дорожники с реконструкцией проспекта запоздали. Вплоть до середины будущего года движение на участке от улицы Голубева до проспекта Любимова (том, что уже «за воротами») перекрыто. Равно как и съезды на две основные трассы районного масштаба — Алибегова и Есенина. От метро пожалуйте в объезд. По узким автомобильным тропкам. У перекрытого участка есть автомобильный дублер — проспект Газеты «Правда». Единственная возможность заехать на него из центра — по улице Голубева. Именно на этом пятачке и начинается транспортный хаос.
Остановка «Торговый центр «Кирмаш». Здесь пересекаются потоки пассажиров метро, посетителей крупных объектов торговли. Неудивительно, что путь к ней от подземного перехода напоминает место проведения первомайской демонстрации. Огромная толпа людей. К тому же, чтобы попасть на остановку, нужно перейти проезжую часть проспекта, затем обогнуть заботливо высаженные озеленителями кусты, упереться в поставленный совсем недавно газетный киоск, лоток с овощами и протиснуться между бабулями, организовавшими здесь торговлю с рук. Неудивительно, что многие предпочитают сократить маршрут — обойти препятствие по проезжей части, что еще больше тормозит движение.
«Неужели этой остановке нет альтернативы?» — поинтересовался я у начальника отдела организации пассажирских перевозок предприятия «Столичный транспорт и связь» Алексея Косинского.
— И да, и нет. Видите остановку сразу за поворотом с проспекта Дзержинского на Голубева? Здесь сейчас пассажиров забирают два троллейбуса, следующих в направлении диспетчерской станции «Юго–Запад». Однако остановить там транспорт, который затем должен повернуть на проспект Газеты «Правда» — а это кратчайший путь к большей части жилого массива, — мы не можем. Это требование ГАИ. Транспортный поток настолько плотный, а расстояние настолько короткое, что автобусам перестроиться через два ряда будет проблематично. Впрочем, для жителей микрорайона Брилевичи проблему мы решили. ГАИ все–таки согласовала остановку у «МакДональдса» для автобусов из микрорайона Брилевичи.
У универсама «Волгоград» снова попали в затор. Решили до проспекта Любимова прогуляться пешком — наперегонки с общественным транспортом. Что вы думаете, до «финишной ленточки» добрались первыми! Впрочем, начальник ОГАИ Московского района Минска Станислав Красуцкий меня уверил: движение здесь ускорится в ближайшие дни — после дополнительной регулировки светофоров. Алексей Косинский вспоминает: в первый день после открытия метро весь километровый участок проспекта Газеты «Правда» был заблокирован. Причем в обе стороны.
— Опоздания на маршрутах составляли до 45 минут. Единовременно на этом отрезке стояли 27 автобусов и троллейбусов! К счастью, автомобилисты, решившие поначалу опробовать проспект Дзержинского, вернулись на свои прежние маршруты. Да и Госавтоинспекция помогла. Внесла коррективы в организацию дорожного движения на оживленном перекрестке проспекта Газеты «Правда» и улицы Голубева. Запретила почти все левые повороты, убрала один из пешеходных переходов, отрегулировала светофорные циклы.
Все это помогло сократить время в пути к метро на 10 — 15 минут. А сэкономить еще больше времени не позволяют водители, упорно игнорирующие запрет на левый поворот и создающие напряженку на перекрестке. Однако, утверждает Станислав Красуцкий, ситуация улучшается с каждым днем:
— Там дежурят наши патрули и штрафуют нарушителей. Если раньше при повороте налево стояли по 10 — 15 машин, то теперь — одна–две.
В общем, раздражение некоторых минчан понятно. Но разработчики новой маршрутной сети руководствуются не эмоциями, а здравым расчетом. Слово Алексею Косинскому:
— Уникальность юго–западной части Минска в том, что здесь очень развита уличная сеть. Остановки от дома в 300 — 400 метрах, не дальше. А вот в Серебрянке, например, из глубины района к автобусам–троллейбусам можно прошагать и километр. Дело привычки! Нас упрекают, что мы заставляем людей ездить только к метро. Но количество рейсов на маршрутах, наоборот, возросло, а одна пересадка в масштабах такого крупного населенного пункта, как Минск, вполне допустима. К тому же сказался финансовый фактор. Метро запустили не с начала месяца. Проездные люди покупали без его учета, поэтому можно сказать, что «подземка» пока еще недосчиталась всех пассажиров. Мы оперативно корректируем подвижной состав на линии. Уже добавили 14 автобусов и троллейбусов.
***
На мой взгляд, причина сложившейся ситуации проста: телега стала впереди лошади. Метро открыли, а столь необходимую для него дорожную инфраструктуру — нет. Очевидно, только в следующем году, когда откроется весь проспект Дзержинского и примет пассажиров станция метро «Малиновка», жители юго–западной части Минска по достоинству оценят преимущества подземного транспорта.
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Фото: Александр СТАДУБ