Время возвращаться домой
В начале сентября вступило в силу постановление Совета Министров, согласно которому детям до 16 запрещается находиться на улице с 23.00 до 6.00 без сопровождения взрослых. То, что всегда было нормой в любой нормальной семье, отныне стало и законом. И что же? «А вы знаете, где сейчас ваш сын (дочь)?» Это первый вопрос, который задают сотрудники милиции родителям, задерживая несовершеннолетних после 23 часов. «Да... куда–то с другом пошел», — неуверенно отвечает папа. Или: «Она у бабушки», — говорит мама, чью 15-летнюю дочь застали в компании 18-летних ребят, распивающих алкоголь. Это, к счастью, большая редкость. «В такое время на улице вероятнее всего встретить асоциальных персонажей, детей из неблагополучных семей, — констатируют сотрудники милиции, с которыми мы отправляемся в ночной дозор, — чем тех, кто возвращается от репетитора, из кинотеатра или с тренировок». Наше дежурство на ночных улицах это только подтвердило.
«Простите, пожалуйста...»
Первый наш рейд был по ночным улицам Молодечно и близлежащих поселков. Во дворах и скверах на удивление тихо. Возможно, все дело в дождливой погоде. Внимание привлекает припаркованный недалеко от ночного клуба автомобиль, внутри которого молодые люди мельтешат с белыми пластмассовыми стаканчиками. Фары выключены, двигатель заглушен, музыки не слышно, общественный порядок вроде как не нарушают, да и возраст у них явно не подростковый. Поэтому внимания не заостряем. А вот на центральной площади одной компании пришлось–таки испортить вечер и заставить убрать пивные бутылки.
— Кто пил, подняли руки! — строго требует начальник отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД Миноблисполкома Андрей Амбражей, проверяя паспорта слегка испуганных ребят 17 — 18 лет. Отпираться не стали.
— И я немножко выпила, — робко поднимает руку девушка. — Простите, пожалуйста...
Не свирепствуем и после небольшого нравоучения молодежь отпускаем. На вокзале мы лишь вспугнули пару бомжей, которые не могли поделить лавку. Одного молодого парня с рюкзачком встретили на пути из Олехновичей в Радошковичи почти в час ночи. Но и тут беспокойство было излишним: ему уже исполнилось 17, трезв, а так поздно — потому что засиделся с любимой девушкой.
Патрулирование по Фрунзенскому району Минска тоже результатов не дало: дети младше 16 лет не встречались. Хотя ночь на субботу — самое популярное время у подростков для прогулок и посиделок. Конечно, наш патруль объезжал не все подворотни. Но инспектора уже хорошо знают излюбленные места тусовок. Начали мы с ночных развлекательных центров, куда вход тем, кому нет 18, запрещен уже не первый год. Владельцам дискотек и клубов, допустивших на танцпол недорослей в столь поздний час, грозит штраф в размере от 10 до 50 базовых величин. Но наш незапланированный визит «с проверкой документов» в ночной клуб «Репаблик», а затем в кафе–бар «ПМЖ» администрацию не заставил нервничать. Проверив документы у полсотни на вид самых юных ребят, начальник ИДН Фрунзенского района Альберт Калтович был приятно удивлен: ни одного несовершеннолетнего. Это скорее нетипично. Хотя в последнее время фейс–контроль на входе ужесточился, опытные секьюрити просят предъявить документы, стоит им ослабить бдительность — тут же проскальзывают юные любители танцев под луной... Например, сейчас штраф грозит директору диско–клуба «Африка» за то, что на ночную вечеринку пропустили 17–летнюю девушку. Никто бы и не узнал, если бы у нее там не пропал телефон, по поводу чего она сама и обратилась в милицию. А у инспекторов взаимный вопрос: «А как вы там оказались в 2 часа ночи?»
«Африка» — отдельная тема. Старший инспектор по делам несовершеннолетних Максим Розум рассказывает, как недавно в выходные подъехал в 9 вечера к диско–клубу и попал в разгар массовой драки. Все тут же разбежались. А охрана и в ус не дула. Инспектора возмутились: «Вы же видите, что толпа ринулась на улицу, поинтересовались бы, что происходит. У вас же есть кнопка тревожной сигнализации!»
— За один лишь месяц тут произошли две кражи и два хулиганства, — уточняет Максим Розум. — 17–летний парень получил удар по голове, когда выходил с дискотеки, 17–летнюю девушку избили пять ее сверстниц.
К счастью, наш «ночной дозор» обходится без драк. Лишь из кафе уводим пару молодых людей, хоть и совершеннолетних, но пьяных в стельку. На излюбленном месте встреч подростков возле «Макдональдса» все тихо, за столиками — взрослый контингент. Стоило инспектору в форме бросить заинтересованный взгляд на парочку, возвращающуюся с последнего киносеанса, как оба юркнули в метро. «Хоть домой быстрее доберутся», — рассудили мы.
Дурная компания перекочевала в интернет
Вообще говоря, «комендантский час» для несовершеннолетних впервые ввели еще в середине 1990–х (а в Москве — вообще в 1980–х), когда была насущная проблема дурных компаний, массовых драк «район на район» с дубинками и цепями и привычен вопрос: «Слышь, а ты из какого района?». Тогда, казалось, молодежь только ночью и жила. Но времена изменились. Сегодня сидеть с гитарой в подъезде — не стильно, гораздо комфортнее дома у компьютера. Спасибо интернету и социальным сетям с онлайн–играми — они оттянули детей с улицы. Хотя «всемирная паутина» — это ведь своего рода такая же улица, на которой отморозков и сумасшедших можно встретить гораздо больше, чем в самом темном городском закоулке. Спрашивать с родителей за ночные прогулки детей — это лишь один старый способ привлечь их внимание к своим отпрыскам. Как замечают сотрудники милиции, многих мам и пап он подвигнул на то, чтобы встать с дивана и пойти встречать своих детей, возвращающихся достаточно поздно. А дальше что? Как заставить их обратить внимание на то, чем занят ребенок все остальное свободное время?
Есть подростки, которые к своему совершеннолетию успевают заработать по пять–шесть (!) судимостей. Причем, как правило, в дневное время суток. И часто они из тех семей, которые не входят в категорию «в социально опасном положении». Не надо долго искать пример: московский стрелок, устроивший в офисе пальбу по своим коллегам, рос обычным ребенком в интеллигентной семье, сидел дома, не пил, не курил, не ходил по клубам, вообще не любил дискотеки, и милиция его по ночам не ловила. Он был докой в компьютере, много занимался, но что творилось у него в душе, не знали даже мама с папой. Как часто личная жизнь ребенка становится секретной базой для его родителей, озадаченных лишь тем, чтобы он был одет–обут, хорошо учился и в 23.00 был дома?
Факт
Подростки за 10 месяцев совершили 2.706 преступлений, из которых каждое пятое — навеселе.
Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА