Вдоль по улице
Пишут в редакцию с улицы Чкалова агрогородка Еремино Гомельского района. Она, эта самая улица, для движения не годится. Летать над ней — пожалуйста. Ходить, ездить — просто какое–то ралли «Дакар»... Если не ухаб, то яма. Если не яма, то рытвина. Где–то я уже это видела. В деревнях. Много раз.
Однако для начала все–таки про улицу Чкалова. У нее, оказывается, оптимистичная история. Не чета другим деревенским. В асфальте — с 70–х годов прошлого века. Когда полотно поизносилось, люди стали писать. Писали в 2009–м, писали в 2010–м. Дописались–таки до ремонта. Два года назад починили им дорогу. Жители перевели дыхание. Но с этим, видимо, поспешили. Потому что писать пришлось вновь. В теперешних жалобах снова фигурируют ямы и выбоины, а сельчане сетуют на местное хозяйство, которое этой улицей гоняет грузовики по 10 — 16 тонн, превращая ее в решето.
В июне, читаю письмо дальше, «чкаловцы» сообщили в Гомельский райисполком о трудностях передвижения. Пришел ответ: областное управление ЖКХ на ремонт их улицы не выделило средств районному предприятию ЖКХ. Тогда жители написали в хозяйство, которое, по их мнению, изувечило дорогу. И тут ответили в положенный срок: оказывать помощь другим организациям не имеют права, а транспорт 10 — 16 тонн — легковесный, дорожное полотно не травмирует. Но пообещали засыпать ямы землей. Жители, однако, руки не сложили. Пошли в свой сельский исполком, где им тоже доступно объяснили, что содержание улиц сейчас не имеет никакого отношения к сельской власти. В ответе за них — ЖКХ. «Чкаловцы» написали еще — по другим адресам. Параллельно сами взялись за ямы — латают, как могут, строительным мусором.
Побывала и я на улице Чкалова. Вся как на ладони. Вот поворот. Вот ямища, ямы и ямки. С налету не проскочишь. Оно, с одной стороны, вроде удобно. Чем не «лежачие полицейские»? А с другой — попадешь автомобилем разок–другой, прощайте подвеска, покрышки... В темноте и вовсе рискуешь здоровьем. Ладно, местные знают. А если «скорая», сторонняя служба какая–нибудь...
И Чкалова — совсем не исключение для села. Так же «прыгала» я на улицах в деревне Грабовка Гомельского, в Даниловичах Ветковского, и Белице Жлобинского районов... Везде похожий сценарий: улица не выдерживает критики — сельсовет не в ответе — у ЖКХ на все денег не хватает...
А ларчик открывается незамысловато. Три года назад сельские дороги в Беларуси обрели наконец хозяев. До этого, будучи общими, а по сути, ничьими, они могли рассчитывать лишь на эпизоды внимания. Теперь же, верилось, все будет иначе. Одни области доверили деревенские уличные артерии профессионалам — дорожникам, другие, как Гомельская, — в большинстве своем местным предприятиям ЖКХ. Достались коммунальникам преимущественно «грунтовки», без асфальта, не ремонтировавшиеся годами. И все это при том, что ни специалистами, ни нужной техникой районные предприятия ЖКХ не располагали. Многие не располагают этим и сейчас.
В управлении жилищно–коммунального хозяйства Гомельского облисполкома не скрывают: жалоб много. Количество сельских улиц и возможности служб ЖКХ на местах пока несопоставимы. Как и финансирование. Деньги выделяются лишь из областного бюджета, и это позволяет поддерживать дороги на элементарном уровне. Но есть надежда, сказали в управлении. По республиканской «чернобыльской программе» в будущем году предприятия ЖКХ 12 пострадавших районов области смогут купить спецтехнику для обслуживания улиц. То есть частично ситуация сместится к лучшему. Как ее сместить к лучшему в непострадавших районах — думают.
Думать есть над чем. Модель, по которой сейчас развиваются события на полотнах сельских улиц, пока не обеспечивает заметных перемен к лучшему. То ли изначальная схема на поверку оказалась сырой, то ли слишком тяжелой получилась ноша... Понятно, сразу все болевые точки не закрыть. Нужны и средства, и профессионалы, и качество. Однако ходить и ездить людям в деревне нужно точно так же, как и людям в городе. Если им это не удается, значит, в принятой схеме действий что–то не работает.
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК