Кто в Беларуси обязан пройти дактилоскопическую регистрацию?
Иногда отпечатки пальцев помогали не только расследовать преступления, но и разобраться в семейных загадках и тайнах...
К столичным правоохранителям обратились выходцы из Кавказа.
В семье намечалось радостное событие — свадьба дочери. Выдавали ее за земляка.
По традиции семья приготовила подарок — сумму немалую. Накануне свадьбы деньги из шкатулки, спрятанной в спальне родителей невесты, пропали.
Молодые заявили о разбойном нападении. Эксперты сняли отпечатки пальцев со шкатулки и нашли на ней отпечатки будущего зятя, которому вообще нечего было делать в спальне родителей невесты. Оказалось, молодая пара договорилась устроить инсценировку ограбления. Решили, что семьи у них не бедные, подарят еще столько же... До суда дело не дошло — истцы забрали заявление.
В Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Беларуси могут рассказать немало подобных историй, когда отпечатки пальцев помогали не только расследовать преступления, но и разобраться в семейных загадках и тайнах.
Кого узнают по ладошке
Старейшие отпечатки пальцев в базе данных Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь датируются 1943 годом. Были и старше, но в годы войны картотека погибла. Бумажные носители хранятся на самом верхнем этаже здания ГЭКЦ. Общее их количество исчисляется миллионами.
— Законопослушные граждане и преступники — это разные картотеки?
— Не знаю, почему этот вопрос так всех волнует, — говорит начальник третьего управления Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь, полковник милиции Владимир Андриевский. — База данных — и электронная, и бумажная — хранит отпечатки под номерами, а не фамилиями. Так что отпечатки пальцев однофамильцев и даже полных тезок перепутать невозможно. По своей базе я не скажу, есть ли судимости у человека, — эксперту это безразлично.
Полная дактилокарта — это оттиски всех десяти пальцев и обеих ладоней. Каждая такая карта хранится в течение 80 лет, но может быть уничтожена и раньше.
— Допустим, человек уволился с опасного производства, пишет соответствующее заявление, и если закон не препятствует, его “пальцы” будут удалены из базы, — поясняет собеседник.
Как отмечают специалисты, дактилоскопия — один из немногих методов криминалистики, где совпадения стопроцентны. Такой гарантии не дает даже анализ ДНК. Однако единственной уликой, достаточной для обвинения, заключение дактилоскопической экспертизы не является.
Кстати, иногда следствию требуются не только отпечатки рук. На практике известны случаи, когда преступника устанавливали по отпечаткам босых ног.
Знаки судьбы?
В 1902 году в Дании отпечатки пальцев впервые в мире помогли опознать преступника, а в 1912-м дактилоскопию для расследования преступлений впервые применили в России. С тех пор ничего нового в этой области криминальной экспертизы не придумано. Разве что базы данных стали электронными.
Криминалистов, занимающихся дактилоскопией, во всем мире мало. В Беларуси этих специалистов учат на экспертно-следственном факультете Академии МВД. Опытный эксперт может по дактилокарте рассказать о ее “хозяине” многое: занимается человек физическим или умственным трудом, каковы его пол, примерный возраст, даже рост и некоторые привычки.
Начальник третьего управления ГЭКЦ не верит в хиромантию и дерматоглифику (полумистическую науку, изучающую влияние рисунков на кончиках пальцев на судьбу и характер человека). Хотя отпечатков пальцев и ладоней за годы работы повидал сотни тысяч.
— Помню руки близнецов: совершенно разные линии на ладонях и папиллярные узоры, а судьба одинаковая. Оба в один день сели на 15 лет за разбойное нападение.
Наличие отпечатков пальцев у человека обнаруживается еще в утробе матери, в возрасте 18 недель после зачатия. И в отличие от других линий на руке, отпечатки эти постоянны и неизменны на протяжении всей жизни.
Похожих, не говоря уже об одинаковых, отпечатков пальцев не бывает — сколько людей, столько узоров. Хотя эксперты различают всего четыре типа рисунков — петля ульнарная, петля радиальная, завиток и дуга. А неповторимый индивидуальный рисунок создают частные признаки.
Дело о пропавших документах
Недавний показательный пример к вопросу о дактилоскопической регистрации военнообязанных. Многие считают, что это ущемляет их права, и пытаются уклониться от регистрации. Так поступал и молодой человек, обратившийся в милицию с заявлением о пропаже важных документов. Довольно состоятельный бизнесмен, руководитель собственной фирмы, он оставил незапертым сейф и ненадолго вышел из кабинета. Когда вернулся, документов не нашел. Разумеется, эксперты сняли отпечатки пальцев с сейфа и вещей в кабинете. Чтобы выяснить, чьи они, нужны были образцы. И тут уж бизнесмен не пытался уклоняться. Более того, немедленно вызвал всех своих сотрудников и потребовал пройти процедуру дактилоскопии. “Или пишите заявление о добровольной дактилоскопической регистрации, или заявление на увольнение”, — сказал он, и никто не возмутился — во всяком случае, в его присутствии. А документы на самом деле не пропали — оказалось, что их еще с вечера забрала из сейфа жена директора, соучредитель фирмы, и не поставила мужа в известность.
По доброй воле
Помимо обязательной законом предусмотрена добровольная дактилоскопическая регистрация по письменному заявлению граждан. Отпечатки пальцев детей берутся по желанию родителей.
— Государственная дактилоскопическая регистрация преследует множество целей: например, опознание неопознанного трупа, установление личности граждан, которые не могут себя идентифицировать, — без сознания, при психических расстройствах, — рассказывает собеседник. — Часто старики, потерявшие память, уезжают очень далеко от дома. Чувствуя приближение слабоумия, пожилые люди, нередко по просьбе родственников, пишут заявление о дактилоскопии. Добровольную дактилоскопическую регистрацию часто проходят люди, уезжая в небезопасные регионы мира или просто в далекие командировки.
По букве закона Согласно белорусскому законодательству, обязательной регистрации подлежат граждане нашей страны, призываемые на воинскую, а также альтернативную службу, состоящие в запасе Вооруженных сил, в частности, получившие отсрочку для завершения учебы, работающие в органах внутренних дел, МЧС, налоговых и таможенных структурах, прокуратуре, на опасных производствах и т. д. Также по закону предоставить в базу данных МВД свои отпечатки пальцев обязаны иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, предоставлении убежища или права на постоянное проживание в нашей стране. — Это мировая практика, — подчеркивает Владимир Андриевский. — На сегодняшний день практически в каждой стране мира существует электронная база отпечатков не только когда-либо задержанных за правонарушение, но и законопослушных граждан. В США база данных ФБР — одна из самых больших в мире. Более того, чтобы получить американскую визу, надо пройти процедуру дактилоскопии и отдать свои отпечатки в чужую базу данных. Ну и, конечно, обязательно “откатают пальчики” у граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, которые не ладят с законом. |