Главный экзамен сдан!
В 206‑м центре подготовки летного состава успешно сдали государственный экзамен курсанты-выпускники авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.
…В тот теплый осенний день на аэродроме 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы в Лиде, где размещается 206‑й центр подготовки летного состава, царило праздничное настроение. Над командно-диспетчерским пунктом были подняты Государственный флаг Республики Беларусь и флаг Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны наших Вооруженных Сил. У входа в здание красовался листок-молния с пожеланием успешной сдачи государственного экзамена курсантам-пятикурсникам авиационного факультета Военной академии. На сегодня приходится его основополагающая часть — «Техника пилотирования и навигация». Испытание состоится не за партой, а в небе…
Первым взлетел разведчик погоды. Вскоре все задействованные в полетах военнослужащие собрались в классе предполетных указаний. Командир 116‑й гвардейской шаб гвардии полковник Александр Карев на основании докладов разведчика погоды и дежурного инженера-синоптика принял решение на выполнение полетов в визуальных метеоусловиях.
О готовности курсантов по морально-психологическому состоянию доложил заместитель начальника 206‑го центра подготовки летного состава по идеологической работе подполковник Виталий Качук. Следом и дежурный врач — начальник медицинской службы 116‑й гвардейской шаб гвардии майор медицинской службы Валерий Корейво заверил, что все курсанты успешно прошли предполетный медицинский осмотр.
Осенняя погода радовала. С вышки командно-диспетчерского пункта можно было увидеть, как пятикурсники, задумчиво склонив головы, неторопливо прохаживаются по бетонным плитам аэродрома — отрабатывают тренаж «пеший по-летному», моделируя свой полет на земле и сосредоточенно прокручивая в уме полетное задание.
…И вот курсанты и экзаменаторы занимают места в кабинах и выруливают на старт, чтобы после взлета быстро скрыться в серо-голубом небе. Экзамен длится 50 минут, за это время экзаменуемым предстоит совершить полет по маршруту, подтвердив навыки ориентирования, осуществить контроль азимута и дальности полета, выдерживая заданную скорость и высоту. После этого нужно выйти в пилотажную зону для выполнения виража с креном 45 градусов, восьмерки с креном 60 градусов, «бочки», комплексов «пикирование — горка» и «переворот — петля — полупетля». Названные последними фигуры пилотажа наиболее сложны, тем не менее все курсанты успешно справились с их выполнением, ведь ранее эти элементы они многократно отработали в процессе обучения.
Пока шел полет, подполковник Виталий Качук рассказал, как герои моего репортажа пришли в авиацию. Для курсанта Александра Кулеша, уроженца Клецкого района Минской области, стать летчиком было мечтой детства. Трудно даже приблизительно сказать, сколько прочтено им книг, просмотрено фильмов о пилотах. Саша твердо решил поступать на авиационный факультет Военной академии, усиленно штудировал физику, математику, русский язык. Много занимался физкультурой, закалялся, вел здоровый образ жизни — и успешно выдержал строгий профессионально-психологический отбор и проверку врачебно-летной комиссии, сдал зачет по физической подготовке и прошел по конкурсу на специальность «эксплуатация воздушного транспорта, управление воздушным движением (фронтовая авиация)».
Игорь Каело — уроженец Лиды, города авиаторов. Он учился в военно-патриотическом классе СШ № 6, в составе которого много раз бывал на аэродроме, посещал тир авиабазы, музей авиации под открытым небом, музей боевой славы в клубе части. Неудивительно, что паренек решил связать судьбу с авиацией и стать военным летчиком.
Курсант Сергей Горбацевич, житель города Пинска, тоже учился в военно-патриотическом классе (гимназия № 2), куратором которого был военный летчик полковник запаса Корчик. Он и привил юноше любовь к небу. Кстати, младший брат Сергея Виталий, будущий вертолетчик, — курсант авиационного факультета Военной академии. Родители очень гордятся сыновьями.
Заместитель командира взвода старший сержант Андрей Бодю — уроженец Витебщины. Его дед — офицер-фронтовик. Андрей с детства стремился к неизведанным вершинам, представляя в будущем себя только пилотом: небо — его призвание. Он сумел добиться исполнения своей мечты.
Как и курсант Кирилл Годунов, отец которого, ныне офицер запаса, служил в военной авиации, — любовь к небу передалась, как говорится, по наследству. Папа не раз брал Кирилла с собой на службу, в первый раз будущий военный летчик оказался в кабине самолета еще ребенком. К слову, и место рождения у парня символичное: поселок Болбасово Оршанского района, где в былые годы дислоцировалась дальняя авиация, а сейчас работает авиаремонтный завод.
— Небо не любит случайных людей, — считает курсант Кирилл Годунов. — И если на сто процентов уверен, что хочешь стать летчиком, любишь самолеты, другого в жизни для себя не представляешь — значит, тебя ждут на авиационном факультете…
…Наконец волнующие минуты экзамена позади. Л-39 один за другим красиво заходят на посадку и вскоре выруливают на стоянки. Техники быстро проводят контрольный осмотр.
Первым приземлился курсант Александр Кулеш. Он с радостью делится свежими впечатлениями об экзаменационном полете:
— Чувствую сейчас легкую эйфорию. Во‑первых, успешно сдал государственный экзамен, во‑вторых, каждый полет — ни с чем не сравнимое ощущение. Сумел сконцентрироваться на выполнении полетного задания, постарался выложиться по полной — и все прошло хорошо. Меня экзаменовал начальник 206‑го центра подготовки летного состава полковник Голубых — и поставил оценку «восемь».
После успешной сдачи экзамена с трудом сдерживал эмоции и курсант Игорь Каело:
— Сегодняшний экзамен сдал на отлично. Конечно, волновался, ведь это важнейший, финальный этап обучения. Тем не менее в ходе полета я показал все, чему меня научили, старался не подвести своих инструкторов.
За время нахождения в центре в привычку вошло тщательно готовиться к каждому полету, напряженно учиться, осваивать новые знания и умения, постоянно повышать мастерство и уровень пилотирования. В этом мы, курсанты, помогаем друг другу, делимся опытом. Наша летная парта — отличный учебно-боевой самолет Л-39 «Альбатрос», на котором можно успешно готовить летчиков для всех типов авиации.
В 206‑м цплс мы летаем уже два года, с четвертого курса. До этого успешно освоили планер Л-13 «Бланик» и самолет Як-52. Здесь опытнейшие офицеры успешно обучают нас азам летного мастерства, так что моя оценка — это в первую очередь их заслуга.
Старший сержант Андрей Бодю признался, что и он сперва волновался, но затем полностью сконцентрировался на выполнении полетного задания. И сдал экзамен на отлично.
— Люблю летать, профессия военного летчика мне очень нравится. Настроен старательно учиться и достичь высшей классной квалификации — военный летчик-снайпер, — поделился он планами.
В числе экзаменаторов был заместитель начальника авиационного факультета Военной академии по летной подготовке полковник Юрий Золотов. Вот его впечатления:
— Полеты сегодня прошли очень удачно, я полностью удовлетворен действиями курсантов, которые продемонстрировали отличную технику пилотирования и навигации. Полетное задание они выполнили успешно. Уверен, что авиация Военно-воздушных сил и войск ПВО получит в их лице достойное пополнение.
Итоги сдачи государственного экзамена подвел полковник Евгений Голубых:
— Успешно прошел завершающий этап обучения курсантов. Они сдали государственный экзамен по технике пилотирования и навигации, который проводился в виде контрольного полета. Результаты радуют, все экзаменуемые уверенно выполнили полетное задание. Очевидно, что методика, которую мы используем для обучения курсантов, оправдывает себя. В принципе это та же методика, которая применяется для обучения всего летного состава, но, конечно же, есть и различия, связанные с особенностями подготовки курсантов.
Мы удовлетворены и тем, что эти парни к пятому курсу полностью выполнили запланированную программу, несмотря на определенные трудности, связанные с совершенствованием системы безопасности полетов. Средний налет курсанта на сегодня составляет свыше 220 часов. Одновременно с экзаменом успешно прошла контрольная проверка техники пилотирования для присвоения курсантам классной квалификации «военный летчик 3‑го класса».
Несмотря на то что сегодня курсанты стали полноправными летчиками, они понимают, как многое еще им предстоит постичь, штурмуя новые высоты профессионального мастерства… 29 сентября состоится торжественный выпуск курсантов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь. Молодые пилоты наденут долгожданные лейтенантские погоны — и вернутся в 206‑й цплс в качестве переменного состава, продолжат летную подготовку. Счастливых полетов, парни!
Подполковник АЛЕКСАНДР СЕВЕНКО, sevenko@vayar.sml.by, фото автора