ОСЕНЬ. ТЕМНЕЕТ РАНО. СТАНЬ ЗАМЕТНЕЕ…

Источник материала:  

Невозможно объяснить «самоотверженность», с которой пешеходы штурмуют опасные участки дорог, перебегают проезжую часть перед легковушками и большегрузными фурами или запросто, разгоряченные спиртным, располагаются на отдых прямо на проезжей части. С приходом холодов ситуация только ухудшается. Ежегодно осенние месяцы, когда темнеет довольно рано, а дорожную обстановку осложняют туманы и дожди, становятся для пешеходов наиболее опасными. Среднемесячный показатель ДТП с участием пешеходов увеличивается примерно в полтора-два раза (!). На это же время приходится и пик смертности среди пострадавших в дорожных происшествиях пешеходов.


В нынешнем году в Беларуси по вине пеших участников дорожного движения на наших дорогах уже произошло 447 аварий, в которых каждый четвертый пешеход погиб. На больничные койки попали 343 человека.

— Наезды на пешеходов — самый распространенный вид дорожных происшествий, — подчеркнул начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД подполковник милиции Евгений Лапец. — Анализ аварийности показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит начиная с 17.00, когда граждане возвращаются с работы и на землю опускаются сумерки; с 7.00 до 9.00, когда добираются до места работы, как правило, по неосвещенным участкам дорог и улиц; а также во время встречного разъезда транспортных средств.

Вот статистика 2011 года: из 2.361 ДТП с участием пешеходов: с 16 до 20 часов произошло 787, с 20 до 24 часов — 554, с 0 до 6 часов — 217, а в светлое время суток — с 9 до 16 часов — 551.

Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В темное время наш глаз воспринимает лишь 5% от того, что он в состоянии различить днем. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных происшествий, среди которых преобладающее число — наезды автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, когда водитель в силу различных обстоятельств слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека.

Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов и велосипедистов на проезжей части в темное время суток, особенно если они одеты в темную одежду. Она сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Кроме того, многие пешеходы движутся в попутном направлении и не видят движущихся транспортных средств. В реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем 25–30 метров, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию.

Правилами дорожного движения закреплена норма обязательного использования световозвращающих элементов в темное время суток при движении по обочине, а при ее отсутствии или невозможности движения по ним допускается движение пешеходов по краю проезжей части и только навстречу движению транспортных средств, а также рекомендовано — при пересечении проезжей части вне установленных мест. Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25–40 метров до 130–140, а если с дальним — до 400 метров.

По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю автомобиля, увеличивается в 1,5–3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85%). Ведь тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80–90 км/ч, составляет около 35–40 метров. Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда, и дождь или туман — не помеха.

Пешеходам следует помнить, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь за нарушение пешеходами Правил дорожного движения, в частности, при движении по краю проезжей части в темное время суток без светоотражателя предусмотрено предупреждение либо штраф от 1 до 3 базовых величин. Но самое главное — фликер может спасти вашу жизнь.

— Люди привыкли учиться лишь на собственных ошибках, — сетует подполковник милиции Евгений Лапец. — И, может быть, поэтому армия неуправляемых пешеходов по-прежнему многочисленна. Чувство самосохранения одинаково отсутствует и у молодежи, и у пенсионеров, и у матерей, которые переходят дорогу в неположенном месте с детьми, и у тех, кому после дозы алкоголя уже спешить некуда. Культурные и ответственные пешеходы знают не только свои права на дороге, но и обязанности! Так что почитайте на досуге ПДД и помните, что в схватке между пешеходом и машиной, как правило, побежденным оказывается человек.

Подполковник ИГОРЬ КАНДРАЛЬ, kandral@vayar.sml.by, фото Игоря Кандраля

←МАЛЬЧИШКИ ЛАГЕРЕМ СТОЯЛИ…

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика