ОСТОРОЖНО — ДИЧЬ!

Источник материала:  

В течение двух дней подряд в Беларуси произошло сразу два знаковых дорожно-транспортных происшествия: в них погибли водители, транспортные средства которых столкнулись с неожиданно выбежавшими на дорогу животными. Так, в Столбцовском районе мотоциклист на «Яве-350» сбил дикого кабана и от удара о дорогу погиб. А в Островецком районе водитель машины «Ниссан-Примера» сбил перебегавшего проезжую часть лося и съехал в левый кювет, где его автомобиль столкнулся с деревом, — в результате водитель от полученных травм скончался на месте.


Смерти неожиданные и обидные, ведь в обоих случаях погибшие имели водительские удостоверения и никакие Правила дорожного движения не нарушали. Чего же им не хватило? Везения? Внимания?.. На эту тему рассуждает начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД подполковник милиции Евгений Лапец.

— Никто не застрахован от подобного ДТП, и любой, даже самый бдительный автомобилист помимо своей воли может стать прямым или косвенным его участником. «Наезд на животное» — так звучит в нашей классификации подобное происшествие, подразумевающее, что транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, в том числе вьючных и верховых. Но надо понимать, что от правильных и своевременных действий участников любых дорожно-транспортных происшествий зависит очень многое, в том числе и собственная безопасность.

— И часто случаются именно такие ДТП?

— Статистика последних лет неутешительна: за 2010–2011 годы на дорогах республики было зарегистрировано 56 таких дорожно-транспортных происшествий, в которых семь человек погибли, 62 — получили травмы различной степени тяжести. А за семь месяцев уже текущего года произошло девять наездов на животных, после чего погибли или были травмированы люди.

— В Беларуси лесов много. И оживленные международные трассы окаймляются лесными полосами. Так что теперь — снижать разрешенную скорость?

— Нет. Но что интересно: дорожно-транспортные происшествия с участием диких животных похожи друг на друга. Животное может выпрыгнуть из леса, идти вдоль проезжей части, а затем внезапно сделать прыжок на противоположную сторону дороги… Об этом просто нужно знать и быть готовым к подобному развитию событий.

Зверь может просто остановиться посреди дороги. Это может означать, что из леса вот-вот появятся его детишки — так животное пытается остановить транспортный поток. При этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни гудок — если водитель, разумеется, успеет на него нажать. Риск такого ДТП увеличивается ночью и рано утром, а также в условиях тумана.

С учетом маршрутов миграции животных на дорогах устанавливаются предупреждающие дорожные знаки «Дикие животные». Въехав в зону действия такого знака, прежде всего следует следить за безопасной скоростью движения. Увидев животное вблизи дороги или на проезжей части, необходимо максимально снизить скорость — вплоть до остановки транспортного средства — и включить аварийную световую сигнализацию для привлечения внимания других участников дорожного движения. При этом не нужно пытаться объехать животное, его поведение может быть непредсказуемым.

Не стоит резко изменять направление движения. Чаще всего водитель и пассажиры автомобиля получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а после съезда за пределы проезжей части и последующего опрокидывания или наезда на придорожные деревья…

— А если животное водитель все же сбил…

— Не подходите к нему! Зверь в состоянии шока способен покалечить или даже убить того, кто приблизится. Да, и еще хотел бы обратить внимание: животное, которое получило травму или погибло, присваивать себе нельзя.

— Даже в качестве компенсации за полученные повреждения автомобиля?

— Согласно п. 214 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, «при обнаружении в охотничьих угодьях и/или на территориях, не включенных в фонд охотничьих угодий, в том числе на дорогах, раненых, травмированных, больных или погибших охотничьих животных нормированных видов (зубр, лось, олень благородный, дикий кабан, косуля европейская, глухарь, тетерев, бобр речной, выдра речная и другие) запрещается самовольно добывать их, разделывать или перевозить их туши, использовать продукцию (мясо, шкуру, рога и другое)». Необходимо в этом случае сообщить о происшествии в ГАИ, а мы уже по существующей схеме связи оповестим местные органы власти.

— Вопрос все же остается: а как быть с повреждениями автомобиля?

— При столкновении с диким животным водитель обязан вызвать работников ГАИ и оформить ДТП. В этом случае может быть выплачена страховая компенсация, но только если автомобиль был застрахован по КАСКО. За самовольный отъезд с места ДТП грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 25 базовых величин или лишение права управления на срок до двух лет. Если же водитель увезет с собой сбитое им дикое животное, такса по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, составит для него огромную сумму. Например, сбитый олень благородный или лось оценивается в 95 базовых величин, все другие оговоренные в Правилах виды животных — 60 базовых величин.

— И все же: даже если в таком ДТП водитель и его пассажиры остались живы, все равно — участь незавидна. Если рассматривать ситуацию по худшему сценарию, в наличии — разбитый автомобиль, пострадавшие люди, штраф за ДТП, если покинул место происшествия. Многомиллионная компенсация, которую предстоит выплатить за зверя. И для полноты картины — отсутствие выплаты страхового возмещения, если автомобиль не застрахован по КАСКО. Сплошные минусы…

— Главное в такой ситуации — остаться живым. И поступать по правилам. Тогда ничего из вышеперечисленного не грозит. Разве что разбитый автомобиль. Но это — плата за то, что мы иногда не находим общего языка с природой…

Беседовал подполковник ИГОРЬ КАНДРАЛЬ, kandral@vayar.sml.by

←Байнет шутит: пушистый Иисус и вечность белорусских хоккеистов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика