ИСТОРИЯ ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ПОХОРОНКИ
В народе бытует мнение, что человек в конце жизненного пути должен вернуться на Родину. Но жизнь — штука непредсказуемая, и никто не знает, где его застанет кончина… Особенно если человек попал в горнило войны.
До войны Петр Васильевич Баханович жил в Глуске. В 1944 году его призвали на службу в армию и направили в 148‑й гвардейский стрелковый полк, который вел бои в Восточной Пруссии (сейчас — Калининградская область).
После тяжелого ранения Петр Баханович умер в госпитале… Был похоронен в селе Гундау, в пяти километрах западнее города Алленбурга. Об этом уведомили его жену — Елену Фоминичну Баханович.
С той поры минуло 67 лет. Елена Фоминична умерла. И недавно их дочь Зинаида Петровна, перебирая старые бумаги, случайно обнаружила похоронку на отца. Женщина с волнением держала в руках ее, пожелтевшую от времени… Сожалела, что не обнаружила ее раньше, когда хватало сил и здоровья для того, чтобы побывать на могиле погибшего за Родину отца.
Ее не покидало желание побольше узнать о месте захоронения отца-фронтовика. Помогло так называемое сарафанное радио. Как-то раз Зинаида Петровна узнала, что уроженец Глуска Александр Владимирович Герман занимается поиском земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. И передала энтузиасту поиска похоронку на отца.
Для Зинаиды Петровны стало неожиданностью, когда 2 мая на пороге ее квартиры появился Александр Герман с папкой, наполненной копиями документов, с картами тех населенных пунктов, где красноармеец Баханович был похоронен в 1945 году, а затем перезахоронен в братской могиле советских воинов.
Согласно данным госпитальной книги учета умерших, рядовой Петр Васильевич Баханович поступил на лечение со сквозным пулевым ранением в живот 1 февраля 1945‑го. В тот же день он умер. В 1956 году его останки перезахоронили в поселке Дружба Правдинского района Калининградской области. Подтверждают это имеющиеся теперь у женщины фотографии той братской могилы с памятником и гранитными плитами, на которых начертаны фамилии обретших там вечный покой. В том числе и П. В. Бахановича.
На металлической ограде воинского захоронения в поселке Дружба перед входом висит табличка: «Могила — объект культурного наследия местного (муниципального) значения. Подлежит государственной охране».
Разве могла Зинаида Петровна Римашевская даже подумать, что по доброте людской она, хоть и заочно, побывает на далекой могиле отца-фронтовика?.. Увидит ее в чистоте и порядке, свидетельствующих о небезразличии тех, кто бережет священную память воинов, в боях отдавших жизни за свое Отечество.
ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЕВСКИЙ, г/п Глуск