Феминизм в Беларуси не нужен ни женщинам, ни мужчинам
Борцов за права женщин в Беларуси пока не прибавляется, а мужчин, глядящих на феминисток с отвращением, в нашей стране больше, чем у соседей.
Мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом «Интеграция» провело в Беларуси, России и Украине исследование об отношении мужчин и женщин к феминизму. Наихудшие результаты оказались у Беларуси — всего 4% женщин считают себя феминистками и более половины опрошенных мужчин признались, что относятся к таким женщинам с отвращением.
Опрос проводился в первой половине августа, и в нем принимало участие 8400 человек в возрасте от 18 до 55 лет.
«Исследование показывает, что идеи феминизма пока не прижились в наших странах — их не разделяют подавляющее большинство не только мужчин, но и женщин, — отмечает директор агентства NewsEffector Сергей Мороз. — Пока в сознании россиян, украинцев и белорусов существует четкое разделение образа, предназначения и прав женщины и мужчины. Вместе с тем, около половины женщин в России, Украине и Беларуси считают, что по целому ряду вопросов права мужчин и женщин должны быть равными».
Председатель правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка сложившуюся ситуацию объясняет тем, что в Беларуси сформировалось предвзятое отношение к феминизму и феминисткам, которых зачастую считают несостоявшимися женщинами, «синими чулками», непривлекательными и мужеподобными особами.
Феминистов-мужчин, по словам Ирины Альховки, в нашей стране вообще нет, и довольно редко можно встретить мужчин, выступающих за равноправие полов в принципе.
В то же время Альховка отмечает большие заслуги феминисток, сделавших обыденными массу возможностей, которые раньше были женщинам недоступны: «Сейчас женщина имеет право на образование, свободна в выборе количества детей, может получать надлежащее медицинское обслуживание. Все это имеет корни в том самом феминизме, который зарождался 100-150 лет назад, когда женщины считались умственно неполноценными, не могли учиться, т.к. это «отвлекало» энергию от репродуктивной функции, когда женщины полностью принадлежали мужу и не могли иметь ничего в собственности».
В современном мире даже тех немногих феминисток, которые все же активничают в Беларуси, часто ругают за то, что они стремятся быть наравне с мужчинами и позволили им «обабиться», рассказывает Ирина Альховка.
«Женщин ругают за то, что они завоевывают все больше места в обществе. Работодатели же считают, что женщине можно платить меньше, потому что у нее всегда есть кормилец, хотя у нас 90% неполных семей возглавляют женщины», — отмечает руководитель МОО «Гендерные перспективы».
По ее мнению, стремление к равноправию сейчас можно считать борьбой за ресурсы, поскольку женщинам тоже нужно обеспечивать семью, а наиболее прибыльные профессии исторически оказались «заняты» мужчинами, в том числе и связанные с физическим трудом.
«Сегодня наличие физической силы с лихвой могут компенсировать новые технологии. Женщинам не надо использовать физическую силу, чтобы работать на погрузчике, ее нужно просто обучить управлению этой машиной, как нужно обучать и мужчин»,— говорит Альховка.
Она также подчеркивает, что женщины-феминистки не претендуют на физическое равноправие с мужчинами и не хотят отдавать мужчинам свою детородную функцию, даже если бы это было возможно. «Это самое главное природное достоинство и различие между мужчинами и женщинами. Все остальное — это социальные функции, навязанные воспитанием, — считает Ирина Альховка. — Мальчики не рождаются с умением держать пистолет, а девочки — с умением мыть посуду или катать коляски. Мы формируем это у детей».
По ее мнению, «чрезмерная связь между социальным и природным зачастую абсолютно беспочвенна». «Задача феминизма состоит не в том, чтобы люди поменялись полами, а в том, чтобы они не связывали свои социальные роли с биологическими», — отметила Альховка.
Психолог Владлен Писарев считает проблему неравноправия полов в Беларуси преувеличенной и отмечает, что некоторые его клиенты, наоборот, убеждены, что женщине легче добиться успеха, чем мужчине. «Используя свою природную привлекательность и желание мужчины за ней ухаживать, женщина получает абсолютно все, ничего при этом не делая», — говорит психолог.
По его мнению, на фоне таких ситуаций деятельность феминисток «выглядит странной».
Что же касается мужчин, то, по мнению Владлена Писарева, большинство из них относится к феминисткам «либо никак, либо негативно, либо философски, исходя из того, что все имеют право за жизнь».
«Почему я, как мужчина, должен их любить? Они очень агрессивны и ведут себя некрасиво. Многие феминистки неприятны в общении. Они, конечно, в разной степени давят, но некоторые на мужчин просто бросаются», — заявил он.
Между тем, Писарев отмечает, что гендерные различия между мужчинами и женщинами совершенно очевидны и исторически связаны с определением социальных ролей и биологической функцией женщины.
«Эти социальные роли естественны, потому что именно женщина рожает детей, а ребенку нужна мама, с которой он по факту проводит больше времени, чем с отцом. Это не обязанность женщины, а естественный порядок вещей, — пояснил психолог. — Если спросить, должна ли река впадать в море? Не должна, но больше ей впадать некуда».
Анастасия СОЛОНОВИЧ