Дороги, которые нас убивают
ГАИ уже обсуждает вопрос об изъятии машин у злостных нарушителей
Сводки последних нескольких месяцев пугают подробностями трагедий на дороге. Нередко участниками страшных аварий становится молодежь. Недавняя история: в Светлогорском районе в ДТП двое подростков погибли, а несовершеннолетняя девушка получила повреждения. А началось все с того, что 15-летний школьник взял без спроса ключи у отца и решил с друзьями покататься. В итоге не справился с управлением, и авто съехало в кювет. А потом испугался и просто убежал домой...
Почему все чаще «бесправники» садятся за руль? Откуда у водителей появляется чувство безнаказанности, когда они раз за разом садятся за руль нетрезвыми? Куда делась культура вождения? В Беларуси каждый день в среднем задерживают 100 нетрезвых водителей, в выходные эта цифра возрастает до 200—240. Из-за такого наплевательского отношения к правилам дорожного движения люди подвергают опасности не только себя, но и других . В ДТП получают травмы не только взрослые, но и дети…
Как Госавтоинспекия наводит порядок на дорогах? Работает ли программа «Минус сто», призванная сократить число аварий и погибших в них людей? Какие меры примут для того, чтобы остановить беспредел на дорогах?
— Программа «Минус сто» работает по сей день. Основная ее цель — снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25 процентов в 2015 году по отношению к 2005-му, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в ДТП. Мы поставили задачу добиться снижения количества погибших в результате ДТП минимум на 100 человек в год, отсюда и название — «Минус сто». Уже за первый год реализации запланированных мероприятий почувствовался эффект: если в 2006 году произошло 8283 ДТП, то в 2007-м их было уже 7501. За пять лет серьезной работы число погибших на дорогах уменьшилось с 1726 до 1189 граждан, — приводит цифры Максим Подберезкин, заместитель начальника управления ГАИ МВД. — Тут все имеет значение: и подготовка водителей, и состояние дорог (в прошлом году мы выдали около двух тысяч предписаний дорожным службам), и профилактическая работа, и обучение детей основам безопасного поведения на дороге…
Что самое интересное, дети усваивают ПДД лучше взрослых: все чаще аварии, в которых страдают несовершеннолетние, происходят не по их вине. Серьезное ДТП произошло недавно в Мозырском районе. 31-летний водитель ВАЗ-2101 отвлекся от управления, выехал на встречную полосу и врезался в двигавшийся навстречу «москвич», за рулем которого был пенсионер. В автомобиле ВАЗ-2101 было семь человек: водитель, еще двое взрослых, а также четверо несовершеннолетних. Ехавшие в этом авто 45-летняя женщина и ее 40-летний брат от полученных травм скончались на месте. Трое детей и подросток попали в больницу с переломами. Пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности, а детей перевозили без автокресел.
— Если в начале 2000-х годов 50—60 процентов детей попадали в ДТП по своей вине, то сегодня на фоне общего значительного снижения количества ДТП с участием несовершеннолетних и пострадавших в них детей уже 20 процентов аварий совершаются по неосмотрительности несовершеннолетних. То есть ребята соблюдают правила лучше взрослых, — делает выводы Максим Подберезкин. — Знаю много примеров, когда школьники объясняют родителям, что надо пристегиваться, не пускают мам и пап переходить дорогу на красный свет… В этом году на дороге погибли 11 несовершеннолетних, из них только двое нарушили правила.
ДТП уносят жизни сотен людей, которых уже не вернешь. А если в них гибнут дети — от этого горько и больно вдвойне. Стоит вопрос о справедливом наказании для водителей — виновников ДТП. В России, например, рассматривается вариант приравнять виновность в смертельной аварии к убийству. У нас пока до таких мер дело не дошло.
— Наказание сейчас и без того серьезное — уголовная ответственность. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок. Бывает так, что обвинитель в совокупности может потребовать и больше. Но нужно понимать, что судья выносит приговор, учитывая все обстоятельства, в том числе и смягчающие. Если у женщины трое малолетних детей, понятно, что по этой статье пять лет тюрьмы она, скорее всего, не получит, — рассуждает Максим Подберезкин. — К тому же не стоит забывать, что такой вид взыскания за нарушения ПДД, как штрафы, также претерпел изменения. Их размеры прописаны в базовых величинах. Как вы знаете, она с 1 апреля увеличена до 100 тысяч белорусских рублей. Если раньше за непристегнутый ремень вы заплатили бы одну базовую — 35 тысяч, то теперь — сто тысяч. Когда речь идет о штрафе в 20 величин, то это уже достаточно ощутимо для бюджета семьи и заставляет подумать, прежде чем нарушить.
Но одно дело, когда человек случайно стал участником смертельного ДТП, другое — когда водитель садился за руль нетрезвым и не думал о последствиях. Недавний пример: 30-летний житель Волковыска решил «отметить» конец рабочего дня. Вернувшись домой нетрезвым, он вытащил из сумочки своей сожительницы ключи от ее «рено» и поехал кататься. По дороге ему встретились трое незнакомых парней. Остановившись, водитель начал интересоваться у них, как проехать до Скиделя. Молодые люди так и не смогли на словах объяснить маршрут и согласились поехать вместе с ним, чтобы указать дорогу. До пункта назначения компания не доехала — автомобиль съехал в кювет… Два пассажира погибли. Позже оказалось, что виновник аварии никогда не имел водительского удостоверения, а в момент ДТП содержание алкоголя в его крови составило 1,25 промилле.
Какое наказание светит такому водителю, еще предстоит решить суду. Но, как показывает практика, оно редко заканчивается лишением свободы. Зимой в Пинске был вынесен приговор водителю автомобиля «Audi», который в состоянии алкогольного опьянения сбил мотоциклиста. Подсудимого приговорили к 4 годам ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа в условиях поселения. Разве можно поставить знак равно между преступлением и наказанием? Смирится ли с этим мать, которая потеряла сына?
А недавно суд вынес приговор брестчанке, сбившей у крепости супружескую пару из Санкт-Петербурга, — два года лишения свободы с отбыванием наказания в условиях поселения. В момент совершения аварии женщина была нетрезвой и едва не убила туристов.
— Из почти 23 тысяч нетрезвых водителей, задержанных в стране за полгода, около двух тысяч сели за руль «под хмельком» повторно в течение года после привлечения к административной ответственности за управление в состоянии опьянения, — констатирует Максим Подберезкин. — Следовательно, практически каждый десятый из любителей выпить и сесть за руль был привлечен к уголовной ответственности. Но находятся те, кто и после приговора суда задерживается подшофе. Есть нарушители, которые за последние несколько лет до 10 раз привлекались к ответственности и продолжают игнорировать закон. В связи с этим в очередной раз встал вопрос об ужесточении ответственности и введении более строгого наказания для таких «неисправимых»… По поручению Совета Министров совместно с заинтересованными органами МВД выступило с предложением о конфискации транспортного средства у правонарушителей, задерживаемых за вождение в состоянии опьянения повторно в течение года. В настоящее время этот вопрос активно обсуждается…
Еще разрабатывается механизм изъятия автомобиля, вопрос возмездной конфискации. В этой теме есть много нюансов: и юридических, и правовых. Как не ущемлять при изъятии авто права членов семьи? Можно ли будет его продать, чтобы погасить штрафы? По действующему закону, если водитель задерживается нетрезвым повторно в течение года после наложения административного взыскания за езду в нетрезвом виде, он привлекается к ответственности уже судом в соответствии с Уголовным кодексом Беларуси. В качестве наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или управлять транспортными средствами на срок до 5 лет со штрафом до 1000 базовых величин, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, а в ряде случаев ограничением или лишением свободы до 2 лет.
Одними штрафами нарушителей уже не испугать. Но и на каждом перекрестке не поставишь по гаишнику. В помощь Госавтоинспекции пришли современные технологии.
— Из новинок, которые уже начали воплощать в жизнь, — автоматическая фотофиксация нарушений скоростных режимов. На дороге М1 Брест — Минск — граница Российской Федерации камеры фиксируют момент нарушения транспортным средством. Снимки автомобиля и его регистрационного знака передаются в Центр фиксации правонарушений, где находят владельца и высылают ему по почте постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, — приводит пример Максим Подберезкин.
За первую неделю работы камеры скорости зафиксировали 500 нарушителей. Плюс этого новшества — отсутствие человеческого фактора. Тут не скажешь, что инспектор предвзято отнесся. 15 камер уже работают на М-1, планируется расширять их сеть и внедрять на других автотрассах Беларуси. К примеру, на автодороге Минск—Микашевичи уже работают две камеры, и в ближайшее время их число увеличится до шести. Постепенно человеческий фактор будет исключаться в фиксации нарушений.
— В последнее время многие патрульные автомобили ГАИ оборудовали видеорегистраторами, ведущими видео- и аудиозапись происходящего, как перед транспортным средством, так и в салоне автомобиля. Эта мера позволяет не только фиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения, исключать коррупционные проявления, но и прежде всего бороться с необоснованными жалобами водителей на некорректные или непрофессиональные действия наших сотрудников, — объясняет Максим Подберезкин.
Однако новации — это хорошо, но и о более серьезных решениях пора задуматься. На недавнем совещании по вопросу совершенствования деятельности органов прокуратуры Президент Александр Лукашенко акцентировал внимание и на проблеме гибели людей в ДТП, в том числе по вине нетрезвых водителей. «Я уже в полушаге от того, что там надо принимать жесткие меры», — отметил глава государства.
Президент поручил обратить внимание на процесс обучения в автошколах и получения водительских прав. По мнению Александра Лукашенко, в этой сфере есть существенные недостатки. «Да, прокурор здесь должен, наверное, кого-то предупреждать. Но мы должны начинать с милиции. Это их функция — Госавтоинспекции», — сказал глава государства.
К вопросу, как избавиться от дураков на дорогах, многие относятся философски: кто-то говорит, что тут спасет только смена поколений, кто-то уверен, что только долгий тюремный срок убедит водителя задуматься, прежде чем тот сядет нетрезвым за руль. Скорее, надо начать с себя и не оставаться равнодушным, когда трясущейся рукой водитель пытается открыть дверь авто, когда на жуткой скорости мимо вас проносится машина. Возможно, не пройдя мимо, вы спасете чью-то жизнь.