В Борисове создали мастерскую по производству «вымирающих» цимбал
Национальные музыкальные инструменты – это предмет гордости в любом государстве. В Беларуси один из таких инструментов – цимбалы. Правда, пять лет назад деятели культуры забили тревогу: с закрытием борисовской фабрики музыкальных инструментов производство цимбал прекратилось, а старые постепенно выходят из строя. Вопрос прозвучал на республиканском уровне, однако так и остался нерешенным. Пока трое энтузиастов из Борисова не возобновили их производство в импровизированной мастерской.
Законы акустики
Лядищенский центр культуры и досуга находится на окраине Борисова. В старом здании, построенном еще немцами, ремонт сделан лишь частично. Здесь иногда проходят концерты и дискотеки, работают кружки. В общем, все, как в любом местечковом доме культуры. Почти все... В одном из подвальных помещений с обшарпанными стенами, в которое ведет узкая, как игольное ушко, винтовая лестница, возрождают легендарные белорусские цимбалы.
“НГ” не раз возвращалась к проблеме, связанной с отсутствием в стране производства цимбал. Все эти материалы получили широкий читательский отклик, что свидетельствует о том, что люди не равнодушны к национальному достоянию.
Проблема возникла пять лет назад, когда крупнейшая музыкальная фабрика страны прекратила производственную деятельность. Причина — аварийное состояние зданий. Ликвидация предприятия не прошла без последствий для белорусских профессионалов и любителей музыки. Полностью прекратилось производство пианино. Впрочем, этот музыкальный инструмент можно найти без проблем. А вот цимбалы, которые тоже выпускались на фабрике, — это совершенно другой вопрос. Еще полтора года назад первый заместитель министра культуры Владимир Карачевский в беседе с корреспондентом “НГ” пообещал, что вопрос решится в ближайшее время. Однако в кратчайшие сроки устранить проблему не удалось. Пока бывший в то время директором Лядищенского центра культуры и досуга Михаил Вашкевич не решил заняться возрождением инструмента.
— Мне необходимо было думать, как “поднять” учреждение, которым руководил, — говорит Михаил Александрович, который сейчас является руководителем одного из кружков в учреждении. — А выделяемых средств не хватало. Мысль о производстве цимбал возникла, когда у нас в центре начал работать бывший начальник участка закрытой фабрики музыкальных инструментов Александр Протько.
Говорят, что в последние годы на фабрике проводились довольно интересные разработки, благодаря которым можно было значительно улучшить звучание цимбал. Однако закончить исследования помешала злополучная ликвидация предприятия. Единственный в Беларуси инженер-акустик Александр Протько после закрытия “пианинки” работал в отделе культуры Борисовского райисполкома, потом перешел в отдел образования, а затем попал в Лядищенский центр культуры и досуга.
— На фабрике все цимбалы изготавливались по шаблону, поэтому все инструменты были разные по звуку, — объясняет Александр. — Двух одинаковых деревяшек нет, как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев. Сейчас все разработки применяются здесь. Каждый инструмент подгоняется по звуку, чтобы все они звучали идентично. Это что-то вроде секрета Страдивари: в каждом сантиметре инструмент должен звучать именно так, а не иначе. В наших цимбалах мы освободили резонансную деку. Она была зажата. А мы сделали активной нижнюю деку. Прежняя конструкция противоречила всем законам акустики. Дека должна свободно колебаться. Другими словами, мы сделали пустой корпус, намного упростив конструкцию.
“Золотые у вас будут цимбалы”
Подготовительные работы заняли у энтузиастов около года: искали необходимые инструменты, подбирали оптимальный материал.
— Тяжело было материально, поддержки не было, — рассказывает Михаил Вашкевич. — Держалось все на голом энтузиазме: что-то покупалось с зарплаты, что-то делали сами. Хуже всего было с материалом. Музыкальные материалы, которые звучат по-настоящему, — это клен, высокогорная ель. В Беларуси ничего этого нет. Струны тоже в Беларуси не производятся. У нас делают похожую проволоку, но она техническая и не подходит для музыкальных инструментов. Сначала пытались сделать цимбалы из белорусской древесины: березы, ели и бука. Но затея провалилась: инструменты звучали не очень хорошо. Правда, и такие цимбалы у нас покупали, потому что не было другого выхода. К примеру, Минское музучилище заказало инструменты.
Затем уже Александр и Михаил стали искать подходящий материал в других странах и нашли его в Украине: отыскали фирму в Ивано-Франковске, которая специализируется на изготовлении деталей для музыкальных инструментов.
— В дереве не должно быть ни одного сучка, — объясняет Александр Протько. — И звучать оно должно по-особенному. Поэтому и стали сотрудничать с украинцами. Их дерево очень качественное. Заказали первую партию. Ох и дорого она нам обошлась. Кредит еще долго будем выплачивать...
Мастера говорят, что не так дорого обошелся им сам материал, сколько его растаможка. Один из таможенников так и сказал: “Золотые у вас будут цимбалы!”.
Инструменты для всей страны
Первая партия заготовок для инструментов прибыла в Борисов 4 июня. С тех пор началась усиленная работа над их сборкой. Цимбалы, изготовленные из украинского дерева, уже купила Клецкая музыкальная школа, несмотря на дороговизну инструментов: один стоит почти 6 миллионов рублей. Есть и другие заказы.
— С каждым инструментом много возни: склеили раму — сутки сохнет, приклеили две боковины — сутки сохнет, — рассказывает Александр Протько. — На весь процесс уходит больше месяца. Хорошо еще, что привезли уже сухую древесину, ведь она в природных условиях сохнет лет пять...
Трудится над сборкой цимбал всего три человека. Правда, ставки на это не предусмотрены. Поэтому занимаются работой руководители кружков Михаил Вашкевич, Александр Протько и Павел Рогаткин.
— Мы изначально говорили о том, что необходимо сделать нормальную мастерскую, — рассказывает Михаил Александрович. — Но никто не поверил, что у нас что-то получится. Представьте: вопрос остро стоит на уровне страны, а тут в каком-то непонятном центре в Лядищах кто-то взялся что-то делать... Все очень скептически к этому относились. Обращался я в отдел культуры райисполкома. Но у наших руководителей есть такая фобия: “Как бы чего не вышло!”. Мол, занимайся своим делом и не лезь в производство.
А недавно Михаил Вашкевич побывал на приеме у председателя Борисовского райисполкома Владимира Мирановича.
— Владимир Владимирович очень живо воспринял идею создания мастерской, — говорит Михаил Александрович. — Он знает эту проблему, потому что вопрос был наболевшим еще тогда, когда ликвидировалась фабрика. Сразу сказал, что нас поддерживает и поможет материально. Сейчас мы готовим всю необходимую документацию. Наша мастерская вполне сможет обеспечить инструментами всю Беларусь. Но нам очень нужна поддержка, чтобы люди могли спокойно заниматься производством.