Минобразования: может быть уменьшен набор на бюджетные места в вузы
Контрольные цифры приема на бюджетные места в белорусских вузах могут быть скорректированы в сторону уменьшения, сообщил сегодня во время online конференции на сайте БЕЛТА министр образования Сергей Маскевич.
Демографическая ситуация в Беларуси такова, что количество выпускников школ уменьшается. По данным Минобразования, в 2010 году было 87 тыс. выпускников, в 2011-м — 75 тыс., а в этом году школу закончили 64 тыс. человек. «При таком значительном уменьшении количества выпускников прием на бюджет остается одинаковым — в районе 24 тыс. Между тем в следующем учебном году в Беларуси будет 60 тыс. выпускников, далее — 54 тыс.», — сказал министр.
«В этой ситуации мы будем, безусловно, ориентироваться на потребности экономики, социальной сферы в кадрах с высшим образованием. Если не будет необходимости в том, чтобы поддерживать такое большое количество бюджетных мест, то, думаю, можно будет уменьшить набор», — добавил Сергей Маскевич.
По мнению министра, в этом случае количество тех, кто пожелает поступать на платной основе, будет, по крайней мере, балансировать с нынешними показателями. «Тогда вузы частной формы собственности смогут конкурировать за этих абитуриентов с государственными. И если смогут продемонстрировать свои преимущества для молодых людей, значит, будут развиваться», — считает Сергей Маскевич.
Однако он не исключает, что по мере того, как будет уменьшаться количество абитуриентов, проблема с комплектованием вузов в целом будет обостряться. В частных — в особенности.
В связи с этим министерство ориентирует профессионально-технические, средние специальные, высшие учреждения образования на то, чтобы они развивали другие виды деятельности. «Ссузы и ПТУ, например, на то, чтобы наряду с вузами занимались развитием экспорта образовательных услуг. Здесь у нас есть еще немало резервов для того, чтобы быть конкурентоспособными за рубежом», — отметил Сергей Маскевич.
Вузам же, на взгляд министра, необходимо осваивать англоязычные программы, продвигаться в те регионы, где есть потребность в образовательных услугах.