На деревню, «агроному» Ване Гукову...
ВАНЮ ГУКОВА здесь называют местным «агрономом». Парень любит работу на земле. Из выращенных своими руками томатов, капусты может салат приготовить, а из картошки — драники пожарить. С гордостью говорит: «Воспитатели научили!»
Возможность самим повозиться у плиты, спланировать личное время и просто побыть одному у старших воспитанников дома-интерната появилась после ввода в строй новых корпусов «индивидуального проживания». Сами ребята называют их «Наш дом». У каждого из живущих здесь — отдельная спальня. А кухня-гостиная оборудована всей необходимой бытовой техникой, в том числе и телевизором.
В последней ребята охотно проводят время вместе. Любит почаевничать здесь и инвалид-колясочник Саша Галдаев — личность, известная далеко за пределами интерната. Благодаря раскрывшемуся в юноше таланту художника. У Саши — проблемы с ногами, нет пальцев на руках. Но кисть и в зубах держать можно, говорит он.
Поклонников таланта молодого художника много. Но, признается парень, очень хотелось, чтобы его работы могла оценить и мама. Саша не только не помнит ее лицо, но даже имени не знает. Документы, с которыми он поступил в интернат, когда ему было 4 года, таких сведений не содержали.
Но Саша Галдаев надежды не теряет. Он верит: с помощью администрации дома-интерната все же удастся отыскать следы его семьи.
ДИРЕКТОР дома-интерната Вячеслав Климович не скрывает, что в отчем доме воспитанникам интерната не всегда рады. Бывали случаи, когда после долгих поисков удавалось разыскать адреса пап и мам. По просьбе ребят их везли на малую родину. А там чаще всего оказывалось, что либо «адресаты выбыли», либо папы и мамы просто не желали встреч с детьми. Более трети родителей из 158 проживающих в интернате больных детей так называемые «обязанные лица». Сыновей и дочерей навещают лишь единицы. Однако в доме-интернате самых родных в жизни людей ждут все дети без исключения.
— Мою маму зовут Галя, — сообщила улыбчивая Нина Адамович. — Она пишет мне в письмах, что скоро навестит. А я ей отвечаю: «Нам здесь хорошо, о нас все заботятся. Но очень хочется встретиться с тобой».
Воспитатели не могут сказать Нине, что с мамой она увидится не скоро. В настоящее время женщина находится в тюрьме. И вряд ли после выхода на свободу выполнит данное дочери обещание забрать из дома-интерната. За время работы дома- интерната такие случаи можно по пальцам пересчитать.
У КАЖДОГО из воспитанников — своя история, свой тяжелый недуг. Повинно в этом пьянство родителей или сказались таким образом последствия Чернобыльской аварии — директор Весновского дома-интерната судить не берется. Для него главное — помочь больным детям, часть которых прикована к постели.
— Но лежачих в буквальном смысле слова у нас нет, — отметил Вячеслав Владимирович. — Все дети двигаются, независимо от того, есть у них руки-ноги или нет. За это — отдельное спасибо нашим опекунам из Ирландии, обеспечившим ребят мобильными колясками.
Возможность выйти за рамки физических и психологических ограничений, которые определила болезнь, реализовать себя в том или ином деле — все это помогает воспитанникам интерната найти свое место в жизни. В доме — больше десятка кружков по интересам, открыт тренажерный зал. Есть ребята, которые не могут держать в руках ручку, зато освоили компьютер. Если с детьми заниматься, уверен Вячеслав Климович, то даже у самого физически «трудного» можно найти талант.
За преданность своему делу, за то, что вместе со своим коллективом единомышленников сумел создать условия для достойной жизни детям с особенностями развития, Вячеслав Климович назван «Человеком года» Могилевщины.
ЗА ПОСЛЕДНИЙ десяток лет в интернате перебывало множество белорусских и зарубежных знаменитостей. Приезжали сюда богатые люди из Америки, Австралии, жена супруга лидера ирландской группы «U—2» Боно — Элисон Хьюисон. Ирландцы вообще частые гости в Весново. Достаток не помешал им не только дарить подарки, но и многое здесь сделать своими руками. Немалую лепту в благое дело внесла и жена Романа Абрамовича — Дарья Жукова.
— Всем им — большое спасибо, — говорит Вячеслав Владимирович.
При всем этом, отмечает он, помощь меценатов несоизмерима с государственной поддержкой, которая обеспечила тяжелобольным детям постоянный уход, достойное медобслуживание и бытовой комфорт.
— И сами мы не сидим сложа руки, — продолжил свой рассказ директор. — Кроме 46 гектаров земли, на которой выращиваем овощи, есть еще и своя свиноферма. Так что минимум продуктов будет всегда.
Главные помощники во всех трудовых проектах — воспитанники постарше. У которых благодаря открытию домов «индивидуального проживания» появился шанс продлить здесь свое пребывание до 28 лет. Сами ребята такой возможности рады. Потому что чувствуют себя здесь как в хорошей семье, где все заботятся друг о друге. Дети, пережившие немало боли и страданий, это особенно ценят.
Светлана МАРКОВА, «БН»
Фото автора