Школьные учебники модифицируют
К школьным учебникам большинство из нас относится критически: то терминов слишком много, то материал подан сухо и неинтересно.
Мой собеседник, в профессиональные обязанности которого входит руководство учебным книгоизданием, не исключение. Геннадий Пальчик вспоминает, как много лет назад, в бытность директором Лицея БГУ, посетовал на качество первых белорусских учебников по физике в присутствии доктора физико-математических наук, в ту пору министра образования, Василия Стражева.
— А каким бы ты хотел видеть учебник? — поинтересовался Стражев.
— Ну примерно как у Перышкина, — привел в пример книгу, на которой выросло не одно поколение советских физиков, Геннадий Пальчик.
— А ты посмотри, сколько он выдержал переизданий.
Оказалось, настольной книгой директора Лицея БГУ был учебник, переизданный в двенадцатый раз! Ни один учебник, пока он не будет многократно апробирован и уточнен по замечаниям практиков, не может достичь высокого качества.
— Я даю гарантию, что сегодня все учебники, которые используются в массовой школе, имеют эту обратную связь. То есть авторы создали их на основе учебной программы, получили одобрение экспертов, внесли поправки, снова представили учебник экспертам и рецензентам, учли их замечания. После этого уже не авторы, а 10 — 15 лучших учителей страны непосредственно в школах работают с этой книгой в течение всего учебного года. Причем в процессе опытной проверки активно задействованы не только учителя-предметники, но и учащиеся, а также их родители. В результате учителя к началу нового учебного года получают необходимые рекомендации, а авторские коллективы — фактический материал для доработки учебника при его переиздании. Помимо опытной проверки “обратная связь” с педагогической общественностью реализуется на форумах портала www.adu.by, где каждый может высказать предложения по совершенствованию учебных пособий.
— Тем не менее ни один современный учебник не совершенен, — продолжает Геннадий Пальчик. — В век информационных технологий особенно заметно, что возможности бумажной книги ограничены. Поэтому сегодня мы смещаем акцент на создание информационно-образовательной среды.
Школа, которая всегда близко
Каждый год на традиционный конкурс Министерства образования “Компьютер. Образование. Интернет” школьные учителя подают сотни созданных ими информационных продуктов, электронных средств обучения.
Значит ли это, что открытый ресурс adu.by ежегодно будет пополняться электронными учебными пособиями?
— Мы предлагаем авторам размещать свои проекты, но поставить этот процесс на поток мешает неурегулированность проблем, связанных с соблюдением авторского права в интернете, — говорит Геннадий Пальчик. — Даже выложить в сеть изданный учебник мы не вправе, потому что тем самым нарушаем права автора и имущественные права издателя. Есть два пути решения проблемы, которые мы изучаем с точки зрения законодательства нашей страны: выплатить гонорар авторам и разместить учебник на сайте или разместить информационно-образовательный продукт и выплачивать гонорар в зависимости от количества скачиваний.
По мнению собеседника, на образовательном портале мало просто разместить банк данных учебных материалов. Можно сделать его интерактивным. Бесплатная платформа Moodle, например, позволяет организовать работу с базой данных. Необходимо учителю сформировать контрольную работу по теме — ему достаточно будет задать количество заданий каждого уровня, а система сама сгруппирует задания.
— Платформа Moodle позволяет организовать дистанционное обучение, — объясняет Геннадий Пальчик. — Личностная готовность к этому есть у многих учителей и школ. Необходимо лишь более детально прописать в соответствующих документах легитимность этой формы в системе общего среднего образования и позаботиться о скорейшем создании информационной образовательной среды. Тогда мы вправе будем говорить о реальной доступности и равных возможностях школьного образования вне зависимости от того, городская это школа или сельская.
Сегодня мы идем в музей и едем на Луну
Представьте, что ваш сын или дочь на уроках белорусской литературы знакомится с творчеством Адама Мицкевича.
Единственный в мире музей Мицкевича находится в Новогрудке. Конечно, хорошо бы его посетить, но со временем, как всегда, туго. Выручает компьютер: вы заходите на интернет-портал Национального института образования www.adu.by и совершаете виртуальную экскурсию по музею. Здесь же можно скачать произведения нашего знаменитого земляка.
— К концу года на портале будут доступны справочно-информационные ресурсы, полностью соответствующие белорусским образовательным стандартам: виртуальные лаборатории и музеи, иллюстративный и справочный материал по всем школьным предметам, аудиохрестоматии, медиатеки, — обещает Геннадий Пальчик. — Многое из этого уже существует — например, виртуальная обсерватория, созданная в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО/МФГС “Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в ХХІ веке”.
Судя по нынешней статистике посещений портала, виртуальная обсерватория не будет обделена вниманием. В пиковые месяцы, августе—сентябре, портал собирает около 15 тысяч посетителей в сутки. Белорусские и зарубежные педагоги скачивают учебные программы, примерное календарно-тематическое планирование уроков по предметам, программы факультативов...
— Многие учителя уже готовы максимально использовать открытые образовательные ресурсы, — говорит Геннадий Пальчик. — Единственная задача — сориентировать учителя на ресурсы, которые отвечают образовательным стандартам и учебным программам. Все, что вы найдете на нашем портале, рекомендовано Национальным институтом образования.
Конечно, уходить в виртуальность при изучении естественных наук нельзя — делать лабораторные опыты по химии, собирать схемы по физике — это ручная работа.
Планшеты или нетбуки? Не важно,главное — среда
В течение минувшего учебного года в нескольких школах, гимназиях и Лицее БГУ шел эксперимент, связанный с использованием
в образовательном процессе персональных компьютерных устройств.
— В ходе этого эксперимента мы не выясняем, какой вид персонального устройства лучше, — объясняет Геннадий Пальчик. — Идеальное сегодня устройство через год может безнадежно устареть. Эксперименты направлены на создание информационной образовательной среды, в которую включены все работающие с классом или параллелью учителя, ученики и, как показывает первый опыт, родители. Это кардинально меняет представление об уроке как о времени, которое следует провести, внимательно слушая объяснения учителя. Эксперимент с персональными компьютерными устройствами высветил тенденцию, о которой некоторые учителя стараются не думать: в части владения информационными технологиями педагоги не всегда могут конкурировать с учениками.
— Сегодня назрела необходимость вносить изменения в подготовку педагогов и стимулировать тех из них, кто осознает преимущества использования персональных компьютерных устройств и создания информационной образовательной среды, — утверждает Геннадий Пальчик. Национальный институт образования поддерживает идею введения соответствующего спецкурса не только в БГПУ имени Максима Танка, но и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.