Когда расстояние не разделяет, а сближает
Стабилизация сколиоза — процесс длительный и трудоемкий. Медики до сих пор не пришли к единому мнению, из-за чего происходит деформация позвоночника. На развитие болезни влияют и малоподвижный образ жизни, и долгое «высиживание» за уроками, у компьютера, и даже наследственность. Но то, что надо много потрудиться и ребенку, и его родителям, чтобы остановить прогрессирование недуга, неоспоримо. Наиболее реальные шансы вылечить сколиоз в специализированных медицинских учреждениях. Таких, как Молодечненская санаторная школа-интернат. Здесь добиваются неплохих результатов в лечении болезни. Улучшение отмечается у 92 процентов пациентов.
Но не только медицинскими достижениями известна школа. Изучения заслуживает и опыт воспитательной работы с учениками ее педагогов.
Как только приходит в интернат ребенок, педагоги сразу интересуются у него, чем бы он хотел заниматься после уроков. Где-то далеко дома остались мама с папой, друзья, привычные дела, увлечения, дворовые игры. В чужих стенах можно и заскучать. А уныние, как известно, не лучший помощник в лечении.
Уже с первых минут пребывания в интернате родители и дети получают полную информацию о том, в каком режиме работает учреждение, по каким направлениям, какие специалисты будут с ними сотрудничать в медицинском и образовательном аспектах. Совместно принимаются и решения по организации мероприятий в учебное и каникулярное время.
В арсенале педагогов немало средств воспитательной работы, которые помогают по-настоящему сблизить родителей с детьми. Среди них – проведение тематических недель Матери, Семьи, накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди взрослых и ребятни соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья».
Здесь учатся все: и дети, и родители. Последние, к примеру, приобретают навыки в том, как правильно организовать семейный досуг. Обучение проходит в живой, интересной форме. Так, воспитатели 2—4-х классов пригласили всех в «Путешествие в страну здоровья». Мамы, папы, дедушки и бабушки участвовали в подготовке праздника, в оформлении зала. Вместе с детьми готовили витаминные салаты, а потом на сцене их презентовали. А еще шили детям костюмы. Словом, все мероприятие было пронизано совместным творчеством школы и семьи.
На высоком уровне ведется такая работа и в 5-м классе. Здесь педагог Ирина Логачева увлекла детей и родителей составлением родословных, созданием семейных гербов, реликвий.
— В нашей школе много по-настоящему творческих педагогов дополнительного образования, — говорит директор учреждения Владимир Легович. — Это и руководители эстрадной студии «Ассоль» Ольга Павлович, театральной — Татьяна Мурычина, «Творческой мастерской» — Людмила Голенко.
В школе работает социальная гостиная, оказывающая помощь в адаптации родителям и детям проблемных семей. Создана комната психологической разгрузки. Ученики с удовольствием посещают вечерние занятия по релаксации, охотно воспринимают методику прогнозирования дневных и ситуативных событий. Некоторые классы приходят в комнату самостоятельно вместе с воспитателем, имея определенные навыки проведения занятий. Для профилактики эмоционального выгорания и снятия напряжения с педагогами также проводились подобные сеансы.
И оценки им тоже ставят. Дети и их родители. Вот уже три года проводится такой мониторинг воспитательной работы. Интересно, что у взрослых баллы всегда выше.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»