Посторонним вход запрещен,
Дети жаловались на тошноту и головную боль…
19 школьников из реабилитационно-оздоровительного центра «Світанак», что на Пинщине, оказались не так давно на больничных койках. Почему?
Когда первые ребята, отдыхавшие здесь, почувствовали недомогание, сотрудники центра сразу же заподозрили неладное. Дети жаловались на тошноту, слабость, головную боль. Всю ночь у их постелей дежурили врачи. У нескольких мальчишек и девчонок температура поднялась до 39 градусов. Ученица Лунинецкой школы № 4 Валерия Збролевич вспоминает, что чувствовала себя очень плохо. Болел живот, мучила тошнота, кружилась голова.
Всех детей госпитализировали в Молотковичскую инфекционную больницу. Инфекционисты и педиатры областного уровня осмотрели пострадавших. Врачи работали также в реабилитационно-оздоровительном центре, обследовали каждого из 345 ребят.
Александр Шарецкий, заведующий первым инфекционным отделением медучреждения, рассказал «БН», что после оказания медпомощи маленьким пациентам становилось лучше, их состояние не внушало опасений за жизнь. На четвертый день всех пострадавших выписали.
Как позже установили медики, именно один из них и был носителем норовирусной инфекции. Ребята общались между собой на уроках и во время подвижных игр, и это, по заключению специалистов, проводящих эпидемиологическое расследование, привело к массовому заболеванию острой кишечной инфекцией.
Лабораторные исследования проб пищевых продуктов, проверка анализов работников пищеблока подтвердили: в «Світанке» не было источников заражения.
— Это не пищевое отравление, — прояснила ситуацию по просьбе корреспондента «БН» заместитель главного врача ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Елена Ильяшева. — Вирус распространился воздушно-капельным путем.
Конечно, что скрывать, для коллектива «Світанка» недавняя инфекционная вспышка — история неприятная. Хотя, если быть объективным, специалисты учреждения сработали профессионально, вовремя заметив заболевание. Лучшая защита от такой инфекции — мыть руки перед едой, и обязательно с мылом. Но, сами понимаете, не всякого ребенка заставишь это делать.
Эта история тем поучительнее, что детский реабилитационно-оздоровительный центр «Світанак» — один из лучших на Брестчине, и получается, даже лучшие подобные учреждения не застрахованы от ЧП.
— Контролю за санитарно-бытовыми условиями, приготовлением пищи — повышенное внимание. Но еще жестче меры стали сейчас, после нашумевшего инцидента, — рассказывает директор КУП «Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Світанак» Василий Жуковский.
Кстати, это касается не только «Світанка», но и других подобных учреждений, детских оздоровительных лагерей района, в которых скоро начнется первая смена.
«В нашей столовой – как в ресторане»
...В обеденном зале столовой детского оздоровительного лагеря «Родник», что на Шкловщине, — на столах чистые скатерти, хлебницы. В пищеблоке — вымытый пол, электроплиты, электрокотлы, хлеборезка. Поверить в то, что здесь можно готовить вкусное и полезное, не позволяет лишь старое, изношенное оборудование.
— Не подводит? — «инспектируя» духовой шкаф, интересуюсь у Николая Воробьева — директора детского оздоровительного лагеря «Родник».
— Да, не первой свежести, отслужил свой срок, — соглашается он. — На металлолом скоро отправим. Раньше денег на обновку не было, а недавно выделили: 1,5 миллиарда рублей из средств, собранных на республиканском субботнике. Кроме ремонта одного из корпусов, покупки новой мебели и постельных принадлежностей, денег хватит и на посудомоечную машину, и на пароконвектомат. Он полностью заменит духовой шкаф, который, между прочим, при жарке выделяет канцерогенные вещества. В новом можно будет жарить, тушить и запекать блюда.
— Качество последних зависит не только от оборудования, но и от добросовестности людей, которые готовят. Поскольку в лагере четыре смены, то поваров вы принимаете на летний сезон. Уверены, что удастся отыскать умеющих хорошо готовить и знающих кухню для детей от «а» до «я»?
— Принимаем только высококвалифицированных специалистов, не ниже пятого разряда. При раздаче пищи они всегда следят, чтобы горячие блюда имели температуру 50 градусов, холодные напитки — не ниже 16, салаты — 14—16 градусов. Качество приготовленного оценивает диетсестра по показателям проб, снятым с пищевых котлов. Периодически с проверками приезжают специалисты Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии. И пока грубых нарушений они не зафиксировали.
Готовить в лагере будут, как и в прошлом году, — шесть раз в день. Причем дети сами выберут блюда, как в ресторане: утром воспитатель принимает «заказ» от каждого ребенка. К примеру, на завтрак могут предложить пудинг из говядины или поджарку с помидором. Альтернатива на обед: суп с бобовыми и мясными фрикадельками или борщ с фасолью и мясом. На ужин один из двух салатов, отварное мясо или котлеты.
— Мы одни из первых, у кого появилось вариативное питание, — рассказывает Николай Иванович. — Воспитатели к этому нововведению сначала относились скептически — мол, пустая трата времени, лишние записи, никакой пользы. Но ведь так детский рацион разнообразнее.
— Могут быть уверены родители, что продукты, которыми кормят детей, тщательно вымыты и проварены?
— Вся технология приготовления соблюдается строго. Варятся биточки — тепловая обработка не меньше 20 минут. Начинка для блинчиков, пирожков и других мучных изделий с мясом обжаривается 5—7 минут. При этом фарш — тщательно отваренный.
Куриные яйца промываются в двух специально выделенных ваннах — сначала в однопроцентном, а затем в 0,5-процентном растворе кальцинированной соды. Очищенные картофель, корнеплоды хранятся не более двух часов. Для мытья овощей, мяса, рыбы — раздельные цеха.
— Почему же тогда в первые дни заезда дети иногда жалуются родителям на боли в животе (такие сведения поступили в «БН» накануне командировки. — Авт.)?
— Причины разные. Дома они привыкли завтракать, обедать и ужинать в разное время, когда захочется. А в нашем лагере — жесткий режим. Блюда — полноценные, без химии. Детские желудки не сразу привыкают. Здоровая пища у некоторых вызывает дискомфорт. Но через несколько дней он проходит.
— Часть выделенных на республиканском субботнике денег вы собираетесь потратить на обновление детского корпуса, который раньше пустовал. Ремонт уже начался, и, похоже, на широкую ногу. Но рядом — детские игровые площадки. Уверены, что ребята не забегут на стройплощадку?
— Вход и территорию вокруг здания огородим, школьники не смогут туда попасть. Принимать их будем в трех корпусах, а четвертый — ремонтировать. Быстрее закончим — более массовыми станут в следующем году заезды. Пригласим на 300 школьников больше, чем в этом году. Поэтому останавливать работы в четвертом корпусе нельзя, тем более что все меры безопасности примем.
Корреспондент «БН» задался вопросом: молодые люди, живущие в соседних деревнях, приходят на дискотеки в «Родник», а вдруг у отдыхающих с местными возникнут конфликты?
Как удалось выяснить, соседний населенный пункт, деревня Заходы, — в четырех километрах отсюда. Расстояние неблизкое. К тому же в Заходах свой сельский клуб, в нем — вечера танцев. В «Родник» можно попасть только через проходную — вся территория огорожена забором, сотрудники ОМОНа дежурят круглосуточно. Идет посторонний — стой, предъяви документ, куда и зачем идешь? Если не родственник ребенка, вход запрещен.
Возле лагеря также есть озеро. Не случится ли, что дети самовольно сбегут к воде?
Поход на озеро в «Роднике» — только организованно, в сопровождении воспитателя. Но у ребят каждая минуту занята, им некогда и подумать, как бы «сбежать». Позавтракали — и сразу вливаются в игры, конкурсы. После обеда немного отдохнули — и снова в интересные проекты их позовут культорганизаторы.
Отправляя своих детей на отдых в «Родник», родители не должны волноваться, а тем более недоверчиво относиться к сотрудникам лагеря, утверждает его директор. И воспитатели, и медицинские работники, и повара — все, кто до сентября будет работать в «Роднике», постараются оградить детей не только от опасностей, но и подарить заряд позитивных эмоций на весь предстоящий учебный год.
А если пожар?
В августе прошлого года всю страну всколыхнул случай, произошедший в детском лагере «Луч», который расположен в Гомельском районе. На его территории случился пожар: загорелась кровля неэксплуатируемого здания и дощатая пристройка. Погиб мужчина, работник этого учреждения. Если бы не своевременные действия спасателей, все могло бы закончиться гораздо хуже: в лагере находились 99 детей (от 2 до 17 лет) и 13 человек обслуживающего персонала. Никто из них, к счастью, не пострадал.
Пожары в детских лагерях — явление в Беларуси, впрочем, довольно редкое. С 2005 года сотрудники МЧС зафиксировали лишь пять случаев возгораний, в основном неэксплуатируемых зданий. И чтобы впредь не допустить чрезвычайных ситуаций в детских оздоровительных учреждениях, органы государственного пожарного надзора провели тщательные проверки на выявление каких-либо нарушений пожарной безопасности.
— На сегодня в 26-ти детских оздоровительных лагерях республики отсутствует или не работает пожарная сигнализация, — пояснил начальник управления надзора и профилактики МЧС Беларуси Владимир Рафальский. — Больше всего «двоечников» в Минской области — 16, еще 6 проблемных оздоровительных комплексов в Витебской и 1 — в Гродненской. Кроме того, органами противопожарного надзора запрещена эксплуатация 6 зданий и 18 участков электросетей.
Нарушения обнаружены давно. Руководители лагерей знали о них еще в прошлом году, но ничего не сделали для устранения. И понесут полную ответственность. В этом году уже привлечены более 200 должностных лиц, более 150 — непосредственные руководители объектов.
— Главное — не наказать человека. Мы стремимся к тому, чтобы те, к кому приедут отдыхать дети, выполняли поставленные перед ними требования, — говорит Владимир Рафальский. — Всю информацию о неудовлетворительном противопожарном состоянии вышеназванных объектов мы направили в Генеральную прокуратуру, а также в соответствующие органы власти.
Сотрудники МЧС еще проведут контрольные проверки и тогда уже решат окончательно, как быть с каждым лагерем в отдельности. Если объект не будет соответствовать требованиям, эксплуатацию запретят. Не исключена и уголовная ответственность.
В целом 90 процентов детских оздоровительных лагерей готовы к эксплуатации, в остальных случаях, вероятнее всего, проблемы удастся устранить до начала открытия смены.
Константин КОВАЛЕВ,
Александр КУРЕЦ, «БН»