В русле мировых тенденций

Источник материала:  

По многим направлениям развития сферы печати и информации Беларусь занимает лидирующие позиции в СНГ.

Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ возглавил Министерство информации Республики Беларусь два года назад. До этого в разное время работал в должностях заместителя главы Администрации Президента, помощника Президента – начальника Главного идеологического управления Администрации Президента, директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь. Сегодня Олег Витольдович – гость «СВ».

– Олег Витольдович, как член Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии СНГ вы наверняка можете сравнить развитие этих направлений в Беларуси и в других странах Содружества?

– Судите сами, сегодня  в Беларуси зарегистрировано свыше  1400 печатных, более 240 электронных СМИ, 9 информационных агентств. Общий разовый тираж только газет составляет 7,3 миллиона экземпляров, журналов – 4,9 миллиона. Плюс более одного миллиона экземпляров  зарубежной прессы, которая  распространяется в стране. В 2011 году в Беларуси издано 11 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом свыше 34 миллионов экземпляров, то есть почти четыре книги на одного жителя страны. По этому показателю мы близки к России, но впереди многих других стран Содружества. К примеру, в Украине на одного жителя страны издается всего одна книга. Практически каждый второй житель нашей страны – активный пользователь глобальной компьютерной сети. По уровню развития интернета среди стран СНГ Беларусь занимает второе место после России, опережая Молдову, Украину, Казахстан, Азербайджан и другие страны. Так что мы движемся в русле мировых тенденций, по многим направлениям развития сферы печати и информации занимаем лидирующие позиции в Содружестве. А в целом наши показатели уже близки к европейским стандартам.

– Вы также являетесь сопредседателем Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ. Какие вопросы призван решать данный совет и насколько успешно их решает?

– Беларусь традиционно занимает активную позицию во всех интеграционных структурах – это позиция нашего Президента. И речь в данном случае идет об интеграции гуманитарной. Более того, я убежден, что активное присутствие Беларуси в сфере гуманитарного сотрудничества на просторах СНГ будет только возрастать. Ведь именно гуманитарное сотрудничество и межкультурный диалог являются одной из важнейших основ 20-летнего развития Содружества.

Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ были созданы в 2006 году.  Они отвечают за координацию многостороннего взаимодействия государств Содружества  в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью. Основными задачами Совета являются совершенствование механизмов гуманитарного сотрудничества, обеспечение гармоничных условий для реализации способностей и талантов личности на основе взаимообогащения национальных культур и накопленного в государствах – участниках СНГ научно-образовательного потенциала.

Об успешности этой работы для нашей страны говорят опять же факты. На последнем заседании экспертов и руководителей Совета гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и правления МФГС, прошедшем в апреле нынешнего года в Москве, было отмечено, что из года в год масштабы такого сотрудничества растут. В 2009 году под эгидой МФГС на территории Беларуси проведено 10 крупных мероприятий, в 2010-м – 14 мероприятий (в том числе V Белорусский международный медиафорум, участниками которого стали около 100 представителей зарубежных СМИ), а в прошлом реализованы 8 страновых и целый  ряд тематических мероприятий. В их числе – международная научно-практическая конференция «20 лет Содружеству Независимых Государств», межгосударственный проект «Культурные столицы Содружества», проведение поисковых работ в рамках проекта «Международная вахта памяти стран Содружества – 2011», тур Молодежного симфонического оркестра стран СНГ, III Молодежная музыкальная академия СНГ под руководством Юрия Башмета. В 2012 году со стороны МФГС запланирована  поддержка театральной программы «Славянского базара в Витебске», кинофестиваля «Лістапад», международного библиотечного конгресса «Библиотека как феномен культуры», проекта «Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями» и других. А 28–31 мая в Минске при поддержке МФГС пройдет очередной, VII Белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего» и Школа молодых журналистов стран СНГ. Организатором форума традиционно выступает Министерство информации Беларуси.

– В гуманитарном сотрудничестве между странами и народами неоценимая роль принадлежит СМИ. Издания, теле- и радиопрограммы каких стран распространяются в Беларуси? И в каких государствах можно почитать белорусские газеты и журналы, посмотреть белорусские телеканалы, послушать белорусское радио? К примеру, во скольких государствах мира сегодня представлен телеканал «Беларусь-ТВ»? Есть ли в планах расширение сетки его вещания?

– Сегодня в Беларуси распространяются более четырех тысяч зарубежных печатных СМИ, в первую очередь российских. На нашем рынке присутствуют также издания из Казахстана, США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Литвы, Польши, Латвии, Финляндии. В кабельных, мобильных сетях, в эфире распространяется около 140 телепрограмм зарубежного производства, большинство из которых тоже российские.

Белорусские печатные СМИ, радиостанции и телевидение, в свою очередь, также присутствуют во многих странах. Прежде всего в странах СНГ. На протяжении вот уже полувека звучит в мировом информационном пространстве Белорусское радиовещание. Радиостанция «Беларусь» сегодня вещает на десятки стран Европы, Азии, США, Латинской Америки, Африки. И если раньше выпуски готовились исключительно на белорусском языке, то теперь они уже выходят и на русском, и на английском, и на немецком, и на  польском, и на французском, и на испанском языках.

Аудитория международного спутникового телеканала «Беларусь-24» (до последнего времени он назывался «Беларусь-ТВ») сегодня составляет порядка 4 миллионов телезрителей в 12 странах мира. А технический охват вещанием превышает 200 миллионов человек в 60 странах Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Северной Америки.

Белтелерадиокомпания совместно с Министерством информации, загранучреждениями Беларуси за рубежом ведет активную работу по развитию канала. Сетка его вещания формируется из передач как собственного производства, так и программ ведущих республиканских телеканалов, что позволяет показывать все многообразие жизни Беларуси. Для зарубежных зрителей репортажи информационных выпусков дублируются бегущей строкой на английском языке. А на интернет-сайте телеканала ведется интерактивное голосование в целях изучения зрительских рейтингов, предпочтений аудитории.

– Беларусь имеет  соглашения о сотрудничестве в сфере печати и информации с десятком стран. Но наверняка самые тесные контакты в этой области – с Российской Федерацией, межправительственное соглашение с которой подписано в Минске еще 19 февраля 1998 года. Во-первых, как строится, на ваш взгляд, сотрудничество с союзной страной, а во-вторых, при таком обилии на белорусском рынке российских СМИ насколько конкурентны национальные издания, теле- и радиопрограммы?

– Как я сказал выше, сегодня в Беларуси из более чем четырех тысяч зарубежных средств массовой информации подавляющее большинство составляют российские СМИ. Такое масштабное российское информационное присутствие мы воспринимаем с пониманием, оно исторически обусловлено многолетним существованием общего информационного пространства наших стран. Ведь в советские времена практически все белорусские семьи выписывали по нескольку московских изданий, у многих этот интерес сохранился и сейчас. Подчеркну: мы видим в российских СМИ не только конкурентов, но и надежных партнеров. Иное дело, что нам тоже хотелось бы видеть более значимое присутствие белорусских СМИ в Российской Федерации, ведь сотрудничество является  по-настоящему эффективным только тогда, когда оно осуществляется на равноправной, паритетной и взаимовыгодной основе. Понятно, что у нас разные масштабы, но многие наши ведущие СМИ, такие, например, как телеканал «Беларусь-24», уверен, заинтересуют и российскую аудиторию. Это, кстати, подтверждает опыт распространения данного канала в тех регионах, где он включен в сети кабельных операторов.

Что касается белорусского информационного пространства, то, несмотря на массовое присутствие российских и других зарубежных СМИ, белорусские на этом фоне не затерялись.  По рейтингу наши телеканалы, да и ведущие газеты значительно превосходят зарубежные. Думаю, это предмет отдельного большого анализа,  но факт остается фактом. У Беларуси состоявшиеся телевидение, радио, печатные СМИ, мы наращиваем присутствие в интернете, которым, кстати, сейчас государство начало заниматься особенно активно.

– Беларусь и Россия имеют и ряд общих проектов в рамках Союзного государства. Насколько нужны такие издания, на ваш взгляд? Как вы оцениваете качество  союзных изданий,  теле- и радиопередач? Ваши пожелания журналистам, работающим в союзных информационных проектах? Как, на ваш взгляд, будет обеспечиваться информационное сопровождение создания ЕЭП и Евразийского союза?

– О необходимости союзных изданий опять же, на мой взгляд, говорят данные социсследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и Всероссийским центром изучения общественного мнения. В ходе опроса 74 процента респондентов россиян отметили, что они слабо осведомлены о жизни граждан Республики Беларусь, а 77 процентов имеют плохое или очень плохое представление о Союзном государстве. Информированность белорусов чуть выше, но все равно явно недостаточная, чтобы говорить о Союзном государстве как о полностью состоявшемся понятии в сознании наших граждан.

Поэтому союзные СМИ, прежде всего ведущие из них – газеты «Союзное вече» и «СОЮЗ: Беларусь – Россия», телеканал ТРО – выполняют очень важную роль по информационному сопровождению строительства Союзного государства, информированию граждан двух стран о жизни наших государств. И рост их популярности – свидетельство того, что читателями данная информация востребована. Отсюда и  пожелание журналистам союзных СМИ – быть интересными для каждого белоруса и россиянина, жить их интересами, защищать их права, тем более когда мы заявили о равенстве наших прав. А проблематика эта – более чем благодатная.

Судьбы наших стран, как и наших людей, переплетены тысячами общих исторических, духовных и культурных нитей. Мы – самые близкие друг другу, по-настоящему братские народы. Я сам родился в подмосковном Сергиевом Посаде, в центре объединяющего нас православия. Сегодня часто бываю в православных святынях Полоцка, в Жировичах, где чувствую себя столь же тепло и уютно… И где искренне восхищаюсь нашими народами. Мы построили успешные государства, которые надо развивать, делать более сильными и богатыми. И в этих процессах мы должны идти вместе, рука об руку, помогая и поддерживая друг друга. В том числе и всемерно используя возможности новых интеграционных структур – ЕЭП и будущего Евразийского союза. Однако их потенциал может быть полностью реализован только при самой широкой поддержке народов трех стран, что невозможно без всестороннего информирования общественности обо всех процессах,  проходящих на просторах Беларуси, России и Казахстана. То есть без помощи и поддержки СМИ не обойтись. Думаю, для этого нам нужны и совместные трехсторонние информационные проекты.

– Олег Витольдович, вы уже более двух лет возглавляете Министерство информации Беларуси. Это были непростые годы как  для страны, так  и для СМИ. Что из задуманного удалось и не удалось сделать за это время? Какие задачи стоят перед отраслью на 2012 год и на  ближайшую перспективу?

– Со СМИ я работаю давно, поэтому хорошо знаю как проблемы, так и то,  что конкретно надо делать. Вместе с коллегами мы подготовили серьезную программу деятельности министерства, которой и следуем. Это касается абсолютно всех направлений: книготорговли и книгоиздания, печатных и электронных СМИ, кабельных операторов, интернета…

Сделано многое. Благодаря этому нашим СМИ удается поспевать в ногу со временем. Мы добились того, что каждая, в том числе и районная, газета имеет свой сайт в интернете. В этом направлении будем и дальше идти, ибо интернет развивается просто фантастическими темпами. На повестке дня – новые организационные формы работы государственных СМИ, в частности печатных. Мы уже сделали первые шаги по созданию укрупненных информационных структур, издательских домов, которые будут выпускать несколько изданий.  При их создании учитываем лучший мировой и российский опыт.

– Запад по любому поводу и без него не прочь упрекнуть Беларусь в отсутствии свободы слова. Что бы ответил таким оппонентам министр информации страны?

– Свободные и ответственные СМИ, несущие достоверную информацию обществу, – это кровеносная система демократии. И как министр информации заявляю ответственно, что у нас в стране существует реальная свобода слова!  Наши СМИ выполняют три важнейшие функции  демократического общества. Во-первых, в качестве аккумулятора общественного мнения они служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа. Во-вторых, они мобилизуют граждан к участию в политической жизни. Наконец, в качестве контролера свободные и ответственные СМИ выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед обществом.

В белорусских СМИ проходит масса различных ток-шоу, круглых столов и других мероприятий, где можно свободно высказать свое мнение. Другое дело, что многие так называемые независимые эксперты просто не приходят на них, избегая прямого разговора. Помимо государственных есть и частные газеты, сетевые СМИ. Проблемы распространения и получения альтернативной информации в Беларуси тоже  не существует,  это больше  сказки нашей оппозиции.

– Вы как-то заявили, что сегодня складывается новая белорусская журналистика. Если так, то каковы ее главные особенности?

– В первую очередь речь идет о коммерциализации СМИ. Безусловно, этот процесс проходил непросто, иногда болезненно. Были попытки решить экономические задачи путем снижения требовательности к качеству информационного продукта, желание добиться самоокупаемости за счет популизма, использования материалов, скажем так, «ниже пояса», а также сомнительной, непроверенной информации. Сегодня это уже в прошлом.

Президент страны не раз заявлял, что «журналистика – профессия государственная». Это значит, что журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Но раз так, то многократно повышается и ответственность печатного слова и его автора. Вообще, понятие «ответственность» должно быть ключевым в работе современных журналистов. Несложно «вытащить» негативный факт и снабдить его красочными комментариями. Гораздо важнее, соответствующим образом оценив негатив, предложить решение проблемы, показать возможности иной, альтернативной позиции.

– В настоящее время число посетителей страничек электронных газет и журналов зачастую намного превышает количество читателей печатных версий. Могли бы вы сделать прогноз: как интернет повлияет на тиражи газет, что нас ждет лет через 5–10?

– Белорусы – народ и консервативный, и очень продвинутый одновременно: притом что почти половина населения «живет» в интернете,  большинство людей любят взять в руки и книгу, и газету. Поэтому тиражи белорусских изданий пока падают не столь обвально, как в некоторых других странах.

И все же некоторые исследователи утверждают, что печатная периодика может совсем исчезнуть в течение ближайших 10 лет. Около 5 лет продлится переходный период… Но при любых сценариях, оптимистичном и пессимистичном, печатным СМИ надо успеть полностью перестроиться. Я уже не раз говорил, что в перспективе будет усиливаться тенденция разделения сфер влияния: оперативная информация, новостной контент, форумы, блоги – все это становится прерогативой интернета, а вот аналитика – качественная, проблемная – останется в печатных версиях изданий.

К слову,  не случайно в этом году в Беларуси два важнейших на информационном поле страны ежегодных мероприятия – XVI Международную специализированную выставку «СМИ в Беларуси» и Международную специализированную выставку по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2012» – было решено провести  одновременно и  на одной площадке. Они проходят 25–28 апреля 2012 года в минском Футбольном манеже. Тем самым общество признает, что сегодня традиционные и новые СМИ работают на одном поле и весьма влияют на развитие друг друга.

– Кстати, свой блог или личный дневник в интернете не хотите открыть? Сегодня это модно среди политиков.

– Нет. Я согласен в этом с нашим Президентом: руководителю блог не нужен. Все, что я хочу сказать, говорю в СМИ, на встречах с людьми. Да сидеть и писать в блогах,  честно говоря, времени нет. И дневников по этой причине не веду. Может быть, к сожалению, потому что в жизни случается много интересного. Потом вспоминаешь и сожалеешь, что подробности не сохранил…

– В ближайшее время страна планирует полностью перейти на цифровое вещание, при этом Министерство связи и информатизации предлагает начать отключение аналогового телевидения уже с 2012 года. Какие возможности откроются перед телевидением?

– Сегодня в нашей стране реализуется Государственная программа внедрения цифрового телевизионного и радиовещания до 2015 года. То есть к 2015 году должен быть полностью осуществлен переход на «цифру». Соответствующее решение уже принято белорусским правительством: с 2013 года мы не будем выпускать телевизоры без цифровой приставки.

Цифровое телевидение не просто другое качество – другая эпоха вещания, новая эра! Это время, когда потребитель сможет сам моделировать для себя телевизионный день и вечер.

Многие страны на «цифру» уже перешли, поэтапно переходит и Россия. Мы следим за этими процессами, анализируем успехи и недостатки, чтобы избежать последних.

– Сегодня вовсю говорят о переходе в Беларуси на электронные учебники. Как вы лично относитесь к этому? И что в такой ситуации делать издательствам?

– Тема внедрения электронных средств обучения, в частности электронных учебников, в общеобразовательных учреждениях действительно не только активно обсуждается, но и уже внедряется в качестве эксперимента в ряде школ.  При этом, подчеркну, электронные средства обучения рассматриваются как дополнение к учебному процессу и на нынешнем этапе не заменят традиционных учебников, изготовленных типографским способом. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран.
Если же говорить о подчиненных Мининформу специализированных издательствах, занимающихся подготовкой и выпуском учебной литературы для различных ступеней образования, то уже в течение нескольких лет они наряду с выпуском традиционных учебников выпускают учебные издания с электронными приложениями, а также самостоятельные электронные издания. 

 – Одним из способов популяризации информационного поля страны является проведение Дней белорусской письменности, международных и национальных книжных выставок, выставок прессы. Совсем недавно завершилась ХІХ Международная книжная выставка-ярмарка, через неделю с небольшим стартует XVI Международная специализированная выставка «СМИ в Беларуси»… Белорусы по-прежнему остаются самыми читающими?

– По количеству изданных книг мы идем наравне с Россией: в среднем издаем почти четыре книги на человека в год. В этом плане мы по-прежнему читающая страна и на фоне Европы выглядим достойно.
По инициативе Президента страны Александра Лукашенко 2012 год объявлен в Беларуси Годом книги, утвержден республиканский план мероприятий по его проведению. И Минская Международная книжная выставка-ярмарка, и День белорусской письменности, который в нынешнем году пройдет в городе Глубокое Витебской области, – крупнейшие и наиболее значимые мероприятия, запланированные на 2012 год. Достаточно сказать, что на ХІХ Минской Международной книжной выставке-ярмарке свои новинки представили более 600 книгоиздателей из 20 стран мира, ее посетили многие тысячи людей, неравнодушных к книге.  Хотя, по сути, мы находимся в начале большого пути по широкой пропаганде книги и популяризации чтения, так как предстоит ежедневная и кропотливая работа в этом направлении  всего общества.

←Как купить машину, а не “дутого коня”?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика