Куда приведет реформа ЖКХ? Мнение экспертов.

Источник материала:  

Не приведет ли это к удорожанию жировок и ухудшению качества коммунальных услуг? «АиФ» приводит мнение читателя «АиФ» Павла НАЗАРОВА и эксперта Геннадия КАЛЕНОВА.

Павел Назаров:

- Нужна ли такая реформа в наших условиях вообще, когда все завязано в единый пусть не всегда эффективный, но комплекс? Зачем многоголовому монстру добавлять еще одну голову – ТС? И чем будут заниматься действующие службы ЖКХ – распределять? Зачем дробить созданную базу, растаскивать ее по ТС? Наивно полагать, что все ТС получат равные условия. Преимущества получат ТС, обслуживающие чиновников. Реформа, не предусматривающая сокращение числа посредников и поставщиков услуг, изменения принципов, места формирования и передачи этих услуг является не более чем пустышкой для народа и средством переложения ответственности в сфере ЖКХ с власти на сам народ. ТС – это прообраз советского ЖСК - жилищно-строительного кооператива, когда его члены в отличие от остальных жителей платили двойные тарифы за услуги, вывоз мусора, к примеру. Не сомневаюсь, что «права» членов ТС будут расширены до уплаты двойных тарифов по всему комплексу услуг ЖКХ. Поэтому отменять сегодня централизованное управление системой ЖКХ нельзя. Пока слова товарищ и товарищество не приобрели ругательный смысл в нашем обществе, в пору остановиться.

Геннадий Каленов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости:

- Опасения читателя правильные. Создание в каждом доме товарищества собственников проблему не решает.  Но эти опасения не рациональны, так как суть правоотношений в жилфонде Беларуси иная. Почти все многоквартирные жилые дома в Беларуси являются совместными домовладениями (где два и более собственника квартир и нежилых помещений). Совместное домовладение (СД) - это не товарищество собственников (ТС), это не организация,  это юридическое определение правоотношений собственников. И это - частная собственность, где государству может принадлежать часть (неприватизированные квартиры), при этом государство в виде муниципалитета является членом совместного домовладения и имеет такие же права и обязанности, как и собственники - физические лица. А обязанность эта - нести всё бремя ответственности за содержание общего имущества СД. Эту обязанность собственника жилого помещения устанавливает Гражданский и Жилищный кодексы РБ и Закон "О совместном домовладении". Совместным домовладением (многоквартирным домом), являющемся частной собственностью его членов, кто-то должен управлять, иначе - анархия, аварии и т.д. Поэтому белорусский законодатель определил 4 формы управления СД:

  • непосредственное управление собственниками (подходит для "маленьких" домов, редко используется); 
  • управление через ТС (юрлицо, некоммерческая организация, которой ничего не принадлежит в доме, цель - содержание общего имущества членов товарищества, т.е. дома и придомовой территории); 
  • управление через уполномоченное лицо (там, где собственники квартир не выбрали форму управления сами, администрации районов назначили "уполномоченных лиц" в виде ЖРЭО - до реализации собственниками своего права выбора). Это самая распространённая сегодня и самая нелепая форма управления - когда частной собственностью граждан управляют государственные организации; 
  • управление через организацию (когда ТС в СД не создаётся, а заключается контракт на управление с управляющей компанией), эта форма управления на перспективу, т.к. управляющих компаний в Беларуси пока нет. 

Так вот, ЖЭСы - это подрядные организации, которые к СД никакого отношения не имеют, и в СД им ничего не принадлежит. А развитие рынка управления жильём, в свою очередь, подразумевает ряд этапов, которые необходимо пройти постепенно, и это длительная перспектива. Создание ТС - это первый этап развития рынка, и ни в коем случае не должно быть конечной целью реформ, это скорее первая ступенька.

То есть ТС - всего лишь форма управления, ТС платных услуг не оказывают - для этого есть тысячи ИП и частных компаний. Комфорт проживания (чистота, безопасность, дополнительные удобства в виде видеонаблюдения, охраны, парковок) зависит исключительно от собственников. Согласны они за это  платить - персонал ТС выполняет решение собственников. Хотят собственники на всём экономить - персонал ТС на всём экономит. А стоимость коммунальных услуг, или тарифы (вода, тепло, электроэнергия, вывоз и обезвреживание ТБО, домофоны, лифт и т.д.) ТС не регулируют, это прерогатива Правительства, монополистов, третьих лиц - поставщиков услуг. ТС могут влиять не на тарифы третьих лиц, а на потребление услуг третьих лиц – например, экономить энергию за счёт герметизации окон и дверей подъездов, других энергосберегающих мероприятий.

←В эти минуты в Свято-Петропавловском кафедральном соборе Гомеля начинается заупокойная литургия по Архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика